Симфонический оркестр Капеллы
Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга исторически является наследником первого русского государственного симфонического оркестра, основанного в 1882 году и имевшего название Придворный музыкантский хор (хор – старинное название, применявшееся к военным или духовым оркестрам). 16 июля 1882 года были утверждены временное положение и штат Придворного музыкантского хора.
Кадровый состав оркестра формировался во многом из учеников оркестровых классов Придворной певческой капеллы, выпускавшей превосходно образованных музыкантов. Высокий уровень обучения и воспитания молодых музыкантов в Певческой капелле был обусловлен умелым руководством двух выдающихся русских композиторов – М.А. Балакирева, с 1883 года являвшегося управляющим Придворной капеллой, и Н.А. Римского-Корсакова, назначенного помощником управляющего.
В первые годы деятельность оркестра была связана исключительно с жизнью императорского двора. В то же время, наряду с танцевально-развлекательной и салонной музыкой, оркестр исполнял сочинения русских и западноевропейских композиторов: Глинки, Даргомыжского, Серова, Направника, Рубинштейна, Чайковского, Бетховена, Берлиоза, Бизе, Дворжака, Вагнера, Вебера, Делиба, Листа. При дворе оркестр играл по воскресеньям, но на генеральные репетиции, которые проходили в репетиционном зале Придворного оркестра, допускалась публика из высшего петербургского общества. Начавшиеся в 1893 году, эти генеральные репетиции вызывали громадный интерес и по существу стали открытыми концертами с участием первоклассных артистов. Вскоре зал уже не мог вместить всех желающих. В рецензиях того времени отмечалось превосходное качество игры оркестра в этих концертах.
С 1902 года в концертном зале Капеллы оркестр начал регулярно проводить просветительские концерты, получившие название «Оркестровые собрания музыкальных новостей», где наряду с забытыми произведениями исполнялась музыка современных русских и иностранных авторов. Здесь впервые были сыграны «Жизнь героя» и «Так говорил Заратустра» Р. Штрауса, Первая симфония и сюита «Фавн и пастушка» Стравинского, Первая симфония Малера, Девятая симфония Брукнера. В эти годы за дирижёрским пультом оркестра стояли Рихард Штраус, Густав Малер, Артур Никиш, Николай Черепнин и Александр Глазунов (посвятивший оркестру свою «Торжественную увертюру»).
После революции 1917 года бывший Придворный оркестр (получивший статус государственного) продолжил активную концертную деятельность. В 1921 году на базе бывших Придворных хора и оркестра была образована Филармония, куда перешла нотная библиотека и всё имущество оркестра, являющегося ныне Заслуженным коллективом России Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии.
1 ноября 1991 года в Академической капелле по инициативе дирижера Александра Чернушенко был воссоздан симфонический оркестр. После концерта коллектива в зале Капеллы под управлением бывшего премьер-министра Великобритании сэра Эдварда Хита в 1991 году, по решению мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака, оркестр Капеллы получил статус государственного.
Несмотря на 70-летнюю историческую паузу, коллектив генетически наследует традиции Придворного оркестра. Новый оркестр Капеллы молод, но уже имеет ярких солистов, отмеченных наградами на различных российских и международных конкурсах. Всё в оркестре неотделимо от истории первого русского симфонического оркестра. Его главный дирижёр, народный артист России Александр Чернушенко, возглавляющий оркестр со дня его второго рождения, – воспитанник Хорового училища им. М.И. Глинки, выпускник Ленинградской консерватории, наследующий через своих наставников живую традицию бывшей Императорской капеллы.
Несмотря на историческую паузу в биографии коллектива, можно говорить: Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга не начал, а продолжает свою деятельность. Как в былые времена, оркестр пользуется признанием и симпатией широких слушательских кругов Германии, Австрии, Швейцарии, Франции, Греции, Нидерландов, Бельгии, Испании, Великобритании, Ирландии, Китая, Японии, Республики Корея, Финляндии, Хорватии, Словении, Литвы и других стран. С коллективом сотрудничают выдающиеся дирижёры и исполнители нашего времени. Более 50 компакт-дисков, в создании которых принимал участие оркестр Капеллы, изданы в разных странах мира. Коллектив работает над целым рядом амбициозных проектов. На протяжении нескольких сезонов в исполнении Симфонического оркестра Капеллы прозвучали практически все оркестровые сочинения Бетховена. За годы своей деятельности Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга стал одним из ведущих коллективов России, имеющим большое количество предложений от исполнителей и композиторов.
Симфонический оркестр Капеллы пользуется признанием слушателей многих стран мира: Германии, Австрии, Швейцарии, Франции, Греции, Нидерландов, Бельгии, Испании, Великобритании, Ирландии, Китая, Японии, Южной Кореи, Финляндии, Хорватии, Словении, Литвы и др. Коллектив выступает на самых престижных площадках мира, в числе которых: амстердамский «Концертгебау», венский «Музикферайн», Мюнхенская филармония, «Концертхаус Берлин», Пекинский Национальный центр исполнительских искусств, Большой зал Санкт-Петербургской филармонии и др. Оркестр много и успешно гастролирует по городам России. Коллектив принимает участие в международных и российских фестивалях и в масштабных музыкальных акциях.
Особо можно выделить концерты Classic Open Air Dresden-2011 на площади у собора Фрауэнкирхе, участие в международном проекте «День России в мире» (Пекин), в концертах Сводного хора Санкт-Петербурга на Исаакиевской площади, премьеру оперы «Электра» Микиса Теодоракиса в античном Театре Диониса у афинского Акрополя, выступление в древнем амфитеатре в Дионе у подножия Олимпа и др.
С оркестром Капеллы в разное время сотрудничали выдающиеся композиторы, дирижеры и исполнители нашего времени, в числе которых: Микис Теодоракис, Гия Канчели, Сергей Слонимский, Борис Тищенко, Геннадий Гладков, Лиана Исакадзе, Наум Штаркман, Дмитрий Башкиров, Иван Монигетти, Владимир Крайнев, Максим Венгеров, Сергей Ролдугин, Александр Князев, Александр Рудин, Юрий Лаптев, Николай Луганский, Юозас Домаркас, Леонид Горохов, Даниэль Мюллер-Шотт, Аркадий Ценципер, Андрей и Сергей Догадины, Лайонел Хэмптон, Юлиан Милкис, Йенс Линдеманн, Анатолий Кальварский, Аллан Гиллилэнд, Борис Андрианов, Владимир Мищук, Валентин Урюпин, Вольфганг Эммануэль Шмидт, Бруно Вайль, Морис Бург, Грегор Витт, Йорг Брюкнер и многие другие, а также актеры Василий Лановой, Михаил Боярский, Вениамин Смехов.
Оркестр Капеллы участвовал в записи большого количества компакт-дисков, изданных в разных странах мира, в том числе на крупнейших звукозаписывающих лейблах Chandos и Naxos. Одним из наиболее значимых проектов коллектива стало тесное творческое сотрудничество с выдающимся греческим композитором Микисом Теодоракисом: запись его Реквиема, трех опер и двух ораторий.
Своей основной задачей Симфонический оркестр Капеллы считает исполнение русской музыки, в частности – незаслуженно забытых произведений. Оркестр петербургской Капеллы с одинаковым успехом исполняет русскую и западноевропейскую классику, произведения современных композиторов. Уникальный творческий союз Симфонического оркестра Капеллы и Певческой капеллы Санкт-Петербурга, одного из лучших хоров мира, позволяет коллективам регулярно включать в свои концертные программы сочинения крупной формы. Оркестр имеет в своем составе ярких солистов, которые получают возможность проявить свое мастерство в концертах коллектива.
В 2014 году по инициативе Александра Чернушенко под эгидой оркестра Капеллы была основана образовательная программа для молодого поколения музыкантов «Международный оркестровый институт Капеллы Санкт-Петербурга». В рамках «Оркестрового института» регулярно проходят мастер-классы и концерты ведущих музыкантов и педагогов международного уровня. Этот проект призван возродить традиции оркестровых классов, существовавших в Придворной Певческой капелле.
Сегодня оркестр Капеллы и его главный дирижер способны ставить перед собой все более серьезные задачи. Это не только исполнение достаточно сложных и редких произведений, но и успешные эксперименты за рамками классической музыки. Среди наиболее интересных проектов – совместные выступления с солистом Deep Purple Яном Гилланом, с легендой джаза Лайонелом Хэмптоном, с Борисом Гребенщиковым и группой «Аквариум», юбилейный вечер Геннадия Гладкова. 31 декабря 1999 года оркестр вместе с хором Капеллы принял участие в масштабном концерте гитариста и композитора Майка Олдфилда The Millenium Bell на площади Гросcер-Штерн в Берлине. Большим успехом пользуются симфоджазовые концерты оркестра Капеллы, в которых исполняется популярная классика, джаз, джаз-рок, латино-джаз, симфо-фолк, музыка кино. В числе наиболее успешных экспериментальных проектов Симфонического оркестра Капеллы – иммерсивные концерты, в ходе которых публика может в непосредственной близости увидеть, как работают дирижер и музыканты.
Симфонический оркестр Капеллы динамично развивается, выходя на принципиально новый исполнительский уровень. Значительные творческие достижения позволяют коллективу с оптимизмом смотреть в будущее и по праву гордиться своей причастностью к великой истории Петербургской капеллы.