Орган капеллы

Орган капеллы

Историческая справка

Орган

Орган Капеллы – исторический инструмент-памятник. Он бесценен, как бесценны инструменты великих итальянских скрипичных мастеров – Амати, Страдивари, Гварнери. Но орган Капеллы – это не только музыкально-архитектурный раритет России, это и наш духовный капитал.

Изящный, благородного звучания, орган Капеллы прекрасно гармонирует с интерьером и акустикой концертного зала и порой кажется, что он специально создан для него. В действительности, однако, все было иначе. Инструмент попал в Капеллу в 1927 году, а изготовлен он был в 1891 году для Голландской Реформатской церкви в Петербурге. Проектируя зал Капеллы, архитектор Леонтий Бенуа одновременно планировал и установку в нём органа. В 1887 году он посетил одну из ведущих европейских органостроительных фирм «Э. Ф. Валькер». Рассмотрев предложение Бенуа, фирма была готова построить орган в этом же году, но по ряду обстоятельств идее установки органа в Капелле не суждено было сбыться. Если бы план архитектора Бенуа был осуществлен, то Капелла получила бы первый концертный орган не только в Петербурге, но и в России.

Вся судьба и биография органа Капеллы необычайно интересна. В 1740 году голландцы из деревни Фризенфейн образовали в Петербурге свою колонию и построили деревянную церковь, в которую был заказан орган, аналогичный тому, что находился в их деревенской церкви. К сожалению, другой информации о нём не сохранилось.

В 1830-х годах они построили новую церковь (Невский пр., д. 20). Архитектором здания был Поль Жако. Орган для церкви построил мастер Г.Л. Фридрих. Инструмент имел 2 мануала, педаль, 23 регистра.

В 1891 году эта же община Голландской Реформатской церкви заказала новый орган у фирмы «Э. Ф. Валькер». Он содержал 28 регистров, 3 мануала, педаль. Это был немецкий романтический орган, который подкупал благородством и теплотой звучания. При установке нового инструмента фирма «Валькер» использовала фасад старого органа Г.Л.  Фридриха. Этот фасад был создан при участии архитектора Поля Жако. Именно он украшает сейчас концертный зал Капеллы. Фасад органа является старейшим из сохранившихся в России и считается памятником декоративно-прикладного искусства.

В 1911 году фирма «Валькер» расширила данный орган на 4 регистра. Количество голосов достигло 32, труб – до 1778; трактура инструмента (механизм, связывающий клавиатуру с трубами) была пневматической.

Октябрьские события 1917 года резко изменили органный ландшафт города. В 1926 году Голландская Реформатская церковь была закрыта. По инициативе органиста Федора Грибена и директора Капеллы Михаила Климова орган был перенесён в концертный зал Капеллы. Эту работу выполнил в 1927 году мастер Густав Куят. В 1928 году инструмент получил Охранное свидетельство Наркомпроса РСФСР как инструмент, представляющий музейную ценность.

К концу 1990-х годов состояние органа требовало реставрации. В 1998 году группа энтузиастов из Голландско-Реформатской общины города Фризенфейн выступила с инициативой создания в своей стране Общественного фонда реконструкции органа Капеллы В 1967-68 гг. чешская фирма «Ригер-Клосс» произвела реконструкцию органа. Большая часть трактуры была переведена на электричество. Количество регистров увеличилось до 45, а труб – 3390. К счастью, после реконструкции историческая часть инструмента осталась неизменной: из 32 валькеровских регистров сохранилось 27.

Данную акцию они хотели посвятить 300-летию Северной столицы. Для ремонта инструмента была рекомендована фирма «Флентроп». В течение ряда лет Общественный фонд, нашедший понимание и поддержку Королевской семьи Нидерландов, стремился осуществить благородный порыв и принять участие в судьбе исторического органа Капеллы, но по ряду причин этот проект не был завершен.

В 2003-2005 гг. в Капелле была проведена полная реставрация концертного зала, вернувшая ему первоначальный исторический облик. Фасад органа был отреставрирован мастерами Северной Пальмиры. В 2005 году при поддержке президента России Владимира Путина была начата реконструкция исторического инструмента.Право реставрировать орган в результате проведенного тендера получила немецкая фирма «Г. Ойле» (г. Баутцен).

В августе 2006 орган был демонтирован и отправлен в Германию, а в апреле 2007 после реставрации инструмент вернулся в Капеллу. Сразу же начался его монтаж и интонировка.

Сейчас орган имеет в своем составе механические, пневматические, электрические и электронные элементы. В нем 57 регистров, 3 мануала, более 4500 труб. Основное ядро валькеровского звучания было сохранено, кроме того, фирма добавила ряд новых тембров, которые добавили этому инструменту яркости и разнообразия.

В августе орган был принят в эксплуатацию комиссией экспертов,а 1 октября в Международный день музыки состоялось торжественное открытие отреставрированного органа.

Орган Капеллы – не только ценнейший музыкально-архитектурный памятник России. Вместе со всем историческим комплексом Капеллы он позволяет образовать крупнейший международный центр органной музыки, где проходят фестивали, концерты, симпозиумы. Реконструкция органа Капеллы явилась мощным стимулом для развития отечественной органной культуры.

Владимир Шляпников, Павел Кравчун

 

Отзывы

«Теперь этот инструмент можно считать лучшим в Петербурге. Уже на пробах выяснилось, что орган идеально вписался в акустику зала Капеллы. Его мощное звучание заполняет все уголки зала, а тишайшие и нежнейшие фрагменты звучат необычайно наполнено. Возрожденный орган универсален, ему подвластны все стили: строгое звучание барокко, романтические фантазии романтиков и смелые эксперименты авторов XX века»

А. Петропавлов
«Капелла полная надежд»
Санкт-Петербургские ведомости

 

«Сердечно поздравляю с Вашим фантастическим органом! Интонации и технологии просто совершенство! Именно в этом органе фирма „Ойле“ осуществила один из лучших своих художественно-технических проектов! Для всех органистов мира выступление на этом инструменте — высокая честь и огромное событие!»

Главный органист Кёльнского кафедрального собора, профессор Вилфрид Бёниг

«Орган — супер! Я надеюсь, что он будет звучать часто в концертах-соло и с другими инструментами и певцами к большой радости слушателей».

Главный органист церкви св. Клотильды, профессор Жак Тоддэ, Париж