Межрегиональный выставочный проект к 81-й годовщине снятия блокады

Межрегиональный выставочный проект к 81-й годовщине снятия блокады

Проект создан совместно с Государственным музеем «Исаакиевский собор», Санкт-Петербургским государственным академическим художественным лицеем им. Б. В. Иогансона при Российской академии художеств и Оренбургским областным музеем изобразительных искусств

Межрегиональный выставочный проект к 81-й годовщине снятия блокады открывается в пространствах Капеллы 17 января

С 17 января в выставочных залах Капеллы Санкт-Петербурга проходит межрегиональный выставочный проект к 81-й годовщине со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, объединивший материалы трех государственных институций. Проект создан совместно с Государственным музеем «Исаакиевский собор», Санкт-Петербургским государственным академическим художественным лицеем им. Б. В. Иогансона при Российской академии художеств и Оренбургским областным музеем изобразительных искусств. Проект объединил в себе хроникальные фотографии и документы, тематические рисунки, а также предметы одежды, помогавшие выстоять блокадникам. В выставочном проекте прослеживается связь Ленинграда и Оренбурга, единение народа страны в борьбе с агрессором, поддержка и бескорыстность в отношении людей, попавших в кольцо блокады. Памяти участникам трагических событий посвящается.

Материалы раздела «Ни хлебом единым», представленные Государственным музеем «Исаакиевский собор», экспонируются в галерее Капеллы Санкт-Петербурга.

Блокада, особенно ее начальные месяцы, была изнурительным испытанием для оставшихся в городе ленинградцев. Но и в это время продолжали творить писатели и поэты, в действовавших театрах и воинских частях продолжали свою работу артисты. В осажденном городе жили композиторы, сочинявшие музыку, которую исполняли на концертах, передавали по радио.

Оставались в городе и десятки художников, они выполняли рисунки для газет, иллюстрировали плакаты о правилах санитарии и гигиены, листовки о том, как вести себя в бомбоубежищах, инструкции о выращивании зелени и овощей на грядках, разбиваемых на газонах. В Союзе художников продолжала работать литографская мастерская, где вручную печатали плакаты «Боевого карандаша», листовки по заданию военного командования и авторские эстампы. В этой литографии печатали и первые эстампы, в которых воплощались и трагедия города, и мужество ленинградцев. В 1942–1943 годах это были работы Алексея Федоровича Пахомова, пережившего блокаду. В блокадном городе пережил первую, самую тяжелую, зиму Анатолий Львович Каплан. Впечатления художника от блокады, радость и боль от встречи с любимым городом сразу после его освобождения, успехи в восстановлении города, полуразрушенного и почти пустого, воплощены в серии литографий «Пейзажи Ленинграда», начатой еще во время эвакуации в 1944 году. Уже в июне 1941 года на Невском проспекте появился первый плакат «Окон ТАСС». Плакаты звали к обороне города, разоблачали преступления фашизма. Одним из организаторов «Окон» был художник Виктор Сергеевич Слыщенко. Память о блокаде, боль города и мужество ленинградцев нашли отражение в серии литографий «Ленинград 1941», выполненной им в 1970-е годы.

Спустя десятилетия после окончания войны мужество ленинградцев вдохновляло многих художников, чье творчество формировалось уже в мирное время. Владимир Александрович Ветрогонский, записавшись сразу после школы добровольцем на фронт и пройдя войну от Волхова до Эльбы, создал серию литографий «Дорога жизни». А родившийся перед самой войной Анатолий Сергеевич Смирнов выполнил серию офортов «Память Ленинграда» по мотивам стихотворных произведений Ольги Берггольц. Некоторые эстампы названных художников представлены на выставке Государственного музея «Исаакиевский собор». В наши дни они говорят о том, что блокада была не только временем беспримерной стойкости, но и событием, вдохновлявшим художников на творчество, которое помогало ленинградцам жить, бороться и выстоять в эти страшные 900 дней и ночей. Послевоенные детские работы из раздела «Дорога жизни», представленные Санкт-Петербургским государственным академическим художественным лицеем им. Б. В. Иогансона при Российской академии в галерее Капеллы Санкт-Петербурга, дополняют материалы раздела «Ни хлебом единым».

Прошло более восьмидесяти лет со времен блокады Ленинграда. Ушло поколение, которое совершило этот подвиг, — поколение, проявившее великую веру в победу, стойкость, достойную прославления в веках. За эти годы мир кардинально изменился и продолжает меняться. Изменились люди, интересы, привычки, взгляды на события. И все же тема блокады остается актуальной, и она звучит в детском творчестве. СПГАХЛ им. Б. В. Иогансона, старейшая художественная школа страны, представит работы из своего фонда. Тема блокады Ленинграда звучала в творчестве учеников лицея еще со времен тех событий. СХШ (Средняя художественная школа) была эвакуирована из Ленинграда в феврале 1942 года в Самарканд, ее ученики были свидетелями начала блокады, кто-то оставался в городе. Долгие годы после Победы дети блокадного Ленинграда, кто находился в стенах школы, писали картины об этих событиях. И спустя десятилетия эта тема остается программной, неизменно занимает заметное место в воспитании учеников. В своей новой выставке лицей стремится показать, как смотрели на эти трагические и героические события школьники разных поколений, как менялись акценты, взгляды, понимание. Отдельная экспозиция раздела «Как платок оборону крепил», представляющая экспонаты и фотоматериалы из фондов Оренбургского областного музея изобразительных искусств, расположилась в зале «Аркада- Арт» Капеллы Санкт-Петербурга.

В Оренбург, тогда Чкалов, были эвакуированы сотни ленинградцев. Вместе с оренбуржцами ленинградцы работали на эвакуированных предприятиях, снабжали страну топливом и боеприпасами. Выставка «Как платок оборону крепил» — дань памяти и уважения оренбургским вязальщицам, которые в годы войны были вместе со всем советским народом. Промысел работал, и это свидетельство того, что тыл и фронт были едины. Все вносили свой посильный вклад в дело приближения победы. Более двухсот оренбургских пуховниц были награждены медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».

Посетители выставки узнают, как вязальщицы Оренбуржья в годы войны отправляли на фронт теплые рукавицы, носки, свитера и жилеты, но главным героем экспозиции станет оренбургский пуховый платок. В проект вошли фотографии и выдержки из уникального архивного документа, где описывается состояние пуховязального промысла в военные годы. «Платок был уместен на фронте и в тылу, на улице, на службе, дома, согревал в блокадном Ленинграде, больничных палатах, сырых окопах.

Пуховый платок помог российским женщинам пережить трудное лихолетье, преодолеть „смутные времена“, был самой необходимой, теплой вещью в военное время».