«Мир балета в симфоническом воплощении». Оркестр Капеллы

Концертный зал

05.04.2025 / сб. / 19.00


«Мир балета в симфоническом воплощении». Оркестр Капеллы

Симфонический оркестр Капеллы под управлением Ивана Столбова
6+

5 апреля. Оркестр Капеллы

«Мир балета в симфоническом воплощении»

ПРОКОФЬЕВ
Музыка из балета «Ромео и Джульетта»
ХАЧАТУРЯН
Музыка из балета «Спартак»

Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга
Дирижер – Иван СТОЛБОВ

Концерт открывает серию оркестровых программ, посвящённых музыкальным шедеврам в жанре балета. Танцевальные действа с музыкой имеют вековую историю. По мере формирования балета в самостоятельный жанр, с его интенсивым развития в классико-романтическую эпоху, роль музыки в танцевальном спектакле становилась всё более значимой. От канонически дансантных, номерных балетов Адана, Делиба, Минкуса развитие жанра шло по пути симфонизации балета – в творчестве Чайковского, Глазунова, Стравинского, Равеля. Апогей этого процесса пришелся на первую половину 20 века – в произведениях Шостаковича, Глиэра, Прокофьева, Хачатуряна.

В программу концерта вошли вершинные творения советского балета – «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева (1938) и «Спартак» А. Хачатуряна (1956). Их успешная сценическая жизнь обусловлена не только театральной зрелищностью, но и самостоятельной ценностью музыки. Именно музыка полно воплотила смысл трагедии Шекспира и исторической драмы из жизни древнего Рима. Оба балета в полной мере можно назвать хореографическими симфониями.

Парадоксально, но сценическая жизнь музыки «Ромео и Джульетты» С. Прокофьева началась именно в концертном варианте – в качестве оркестровых сюит из балета, отвергнутого московским Большим театром в 1936 году. «Сюиты зазвучали раньше балета, которому не везло...» – написал композитор в «Автобиографии». Именно музыка сюит завоевала слушательскую аудиторию захватывающим драматизмом повествования, глубиной лирического чувства и красочностью оркестрового письма.

Премьерными постановками балета в Брно (1938) и ленинградском театре им. Кирова (с незабываемой Г. Улановой в роли Джульетты, 1940) началось театральное шествие «Ромео и Джульетты» по мировым сценам. В солидном балетном наследии Прокофьева шекспировский шедевр остался непревзойдённым. В первом отделении концерта под управлением Ивана Столбова оркестр исполнит в сюжетной композиции лучшие фрагменты из трёх сюит.

Премьера балета «Спартак» в ленинградском театре им. Кирова 1956 увенчала А. Хачатуряна неувядаемыми по сию пору лаврами. Путь к успеху был долгим – от первых сценарных набросков 1933 года. В трагическом декабре военного 1941 года композитор приступил к сочинению музыки, замыслив «монументальное повествование о мощной лавине античного восстания рабов в защиту человеческой личности». Но работа прервалась на долгие годы и была продолжена лишь после посещения Италии в 1950 году – на фоне сильных впечатлений от Рима, Колизея и Аппиевой дороги. Созданная партитура предстала в премьерном спектакле Л. Якобсона впечатляющей фреской. В музыке отразились лучшие черты гения Хачатуряна – невероятный темперамент и яркость образов, грандиозный размах массовых сцен, симфоническая мощь, вдохновенная лирическая стихия. Лучшие фрагменты балета прозвучат во втором отделении концерта.