29 марта. Бетховен, Форе
I отделение
БЕТХОВЕН
Концерт для фортепиано с оркестром № 2 си-бемоль мажор, соч. 19
Солист – Алексей ВЯХИРЕВ
II отделение
ФОРЕ
Павана, op. 50 (редакция для хора и оркестра)
Реквием для солистов, хора, оркестра и органа
Хор и Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга
Дирижер – Николай КУРБАТОВ
- Доступна оплата Пушкинской картой. Правила пользования
Написанный между 1887 и 1890 годами Реквием ре минор является одним из самых известных произведений Габриэля Форе. Длительная карьера церковного органиста сформировала у композитора философское отношение к смерти. Он описал свой Реквием как имеющий «очень человеческое чувство веры в вечный покой». В отличие от канонической заупокойной мессы, в Реквиеме Форе отсутствует его важнейшая часть Dies irae, описывающая сцены Страшного суда. В основе настроения Реквиема – светлая грусть, вечный покой и утешение. Первая версия произведения была исполнена в 1888 году в церкви Мадлен в Париже во время заупокойной службы. В окончательной редакции Реквием впервые прозвучал 12 июля 1900 года в Париже во время Всемирной выставки.
«Павана» Форе была написана в 1887 году. Автор описал произведение как «изящное, но не столь важное». Музыка пленяет слушателей прекрасной главной темой, легкой оркестровкой и завораживающей атмосферой. Форе рассказывал о создании «Паваны»: «В моем сознании сформировалась ритмичная тема в стиле испанского танца. Эта тема развивалась сама, гармонизировалась различными способами, изменялась и модулировалась; по сути, она зародилась сама по себе». Мелодический дар Форе ярко проявляется в «Паване». Это одно из самых исполняемых его сочинений. Музыка «Паваны» прозвучала в балете «Менины» труппы Сергея Дягилева в 1916 году в испанском Сан-Себастьяне.
Концерт для фортепиано с оркестром № 2 Людвига ван Бетховена был его первым полностью оркестрованным фортепианным концертом. Он был важным произведением для молодого пианиста-виртуоза, стремившегося завоевать популярность после переезда из Бонна в столицу Австрии.
Бетховен исполнил концерт на своем дебютном выступлении в Вене 29 марта 1795 года в Бургтеатре. Сочинение имело успех, и молодому музыканту выпала честь исполнить концерт позднее в том же году под управлением Йозефа Гайдна. Рассказывали, что когда чешский композитор и пианист Вацлав Томашек услышал, как Бетховен играет Второй концерт в Праге в 1798 году, он был настолько потрясен, что не мог подойти к фортепиано в течение нескольких дней.