Оратория «Двенадцать» Салманова и Скрипичный концерт Шостаковича

Концертный зал

22.03.2025 / сб. / 19.00


Оратория «Двенадцать» Салманова и Скрипичный концерт Шостаковича

4-й концерт Четвертого абонемента. Хор и Симфонический оркестр Капеллы под управлением Александра Чернушенко. Доступна оплата Пушкинской картой
6+

22 марта. Салманов, Шостакович

4-й концерт Четвертого абонемента «Хор и Симфонический оркестр Капеллы»

I отделение
ШОСТАКОВИЧ
Концерт № 1 для скрипки с оркестром ля минор, ор. 77
Солист – Антон ЧАУСОВСКИЙ

II отделение
САЛМАНОВ
«Двенадцать», оратория-поэма для хора и оркестра на стихи А. Блока

Хор и Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга
Дирижер – Александр ЧЕРНУШЕНКО

Первый скрипичный концерт ля минор Дмитрия Шостаковича был написан в один из самых сложных периодов жизни композитора. Работа над произведением началась в июле 1947 года, а в 1948 году против Шостаковича была развернута уже вторая в его жизни кампания травли. Его обвинили в «формализме» и изгнали из консерватории за «профнепригодность». Музыка Шостаковича исчезла из репертуара ведущих советских оркестров. Однако композитор нашел силы закончить произведение, поражающее своей глубиной и эмоциональной силой. Премьера концерта состоялась лишь 29 октября 1955 года в Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского с Давидом Ойстрахом в качестве солиста. Концерт, посвященный Ойстраху, способен выдержать сравнение с лучшими симфониями Шостаковича. Это драматическая история о борьбе и преодолении. Ключевым моментом концерта является Пассакалья – медленная, торжественная часть, в которой Шостакович обращается к интонациям музыки Баха.

В 1957 году ленинградский композитор Вадим Салманов создал ораторию-поэму по произведению Александра Блока «Двенадцать». Салманов, будучи с юных лет поклонником Блока, подходил к задаче с особым трепетом и пониманием. Поэма, написанная в 1918 году, это вихрь противоречий, отражение надежд и ужасов революции. Композитор провел тщательную работу над текстом, стремясь максимально раскрыть музыкальный потенциал поэмы. Салманов подчеркивает драматическую борьбу старого и нового мира, отраженную в поэме Блока. Премьера «Двенадцати» 17 ноября 1957 года в зале Ленинградской академической капеллы им. М.И. Глинки стала знаковым событием в советской музыкальной жизни. Оратория позволила по-новому взглянуть на произведение Блока, открыв в ней новые грани.