19 марта. «Метель»
К 95-летию со дня рождения лауреата Нобелевской премии, почетного гражданина Санкт-Петербурга Жореса Алферова
I отделение
БЕТХОВЕН
Концерт № 4 для фортепиано с оркестром соль мажор, соч. 58
Солист – Илья ЧИРСКОВ
II отделение
«Метель»
Литературно-музыкальная композиция по повести Александра Пушкина на музыку Георгия Свиридова
Чтец – Николай БУРОВ
Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга
Дирижеры: Александр ЧЕРНУШЕНКО, Владислав ЧЕРНУШЕНКО
- Доступна оплата Пушкинской картой. Правила пользования
В 1964 году к Георгию Свиридову обратился известный артист и кинорежиссер Владимир Басов с предложением создать музыку для своего нового фильма «Метель», основанного на одноименной повести Пушкина. Эта работа стала важной вехой в творчестве Свиридова. Повесть «Метель» была написана Пушкиным в 1830 году, в период, вошедший в историю как «Болдинская осень». Для Свиридова работа над музыкальным сопровождением к «Метели» стала возможностью создать звуковую палитру, которая бы отражала атмосферу провинциальной России начала XIX века. Его музыка, в отличие от слегка ироничной интонации Пушкина, наполнена глубоким лиризмом. В произведении Свиридова звучит любовь к родной земле и ее людям, что делает музыку особенно трогательной и запоминающейся. Работа Свиридова над «Метелью» оказала заметное влияние на отечественную культуру. Повесть Пушкина и сюита Свиридова — это пример идеально гармоничного взаимодействия слова и музыки.
22 декабря 1808 года в венском Театре «Ан дер Вин» состоялся грандиозный четырехчасовой концерт («академия») Людвига ван Бетховена. В этот вечер были впервые представлены Пятая и Шестая симфонии Бетховена, Четвертый фортепианный концерт и Хоральная фантазия. Ничего подобного публика, забившая до отказа холодный зал, не могла и ожидать. Как оказалось, этот концерт стал последним публичным выступлением Бетховена в качестве солиста концерта из-за его быстро прогрессирующей глухоты. Он был вынужден полагаться на музыкальную память и «вибрации» сцены, чтобы оставаться в контакте с оркестром. При жизни автора концерт больше не исполнялся. Его блистательное возвращение состоялось в 1836 году в Лейпциге, в концерте Феликса Мендельсона. Присутствовавший в зале Шуман был настолько потрясен музыкой, что, по его словам, «сидел на месте, затаив дыхание и боясь пошевелиться».