1 марта. Оркестр Капеллы
5-й концерт Первого абонемента «Симфонический оркестр Капеллы»
- Доступна оплата Пушкинской картой. Правила пользования
К 150-летию со дня рождения Мориса Равеля
«Вальс», хореографическая поэма для оркестра
Концерт для фортепиано с оркестром № 1 соль мажор «Альборада» для симфонического оркестра (из цикла «Отражения»)
Солист – Евгений ИЗОТОВ
«Дафнис и Хлоя», сюита для оркестра № 2
Хор и Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга
Дирижер – Максим ФЕДОТОВ
Равель задумал симфоническую поэму «Вальс» в 1906 году как дань уважения Иоганну Штраусу. Изначально произведение называлось «Вена». Композитор писал своему другу, музыковеду Жану Марно: «Вы прекрасно знаете о моей глубокой привязанности к этим восхитительным ритмам и о том, как я ценю радость жизни, выраженную в танце». Между замыслом и воплощением прошло 14 лет. Только заказ от «Русского балета» Сергея Дягилева побудил Равеля завершить произведение под новым названием «Вальс. Хореографическая поэма». Однако Дягилев отклонил партитуру, объяснив это тем, что музыка не подходит для балетной постановки. «Вальс» впервые прозвучал в концертном исполнении в 1920 году в Париже и имел большой успех. В 1928 году «Вальс» наряду с «Болеро» прозвучал в балетной постановке Иды Рубинштейн в парижской «Гранд-Опера». Шикарно оркестрованная музыка Равеля передает блеск венского высшего общества, которое после Первой мировой войны ушло в историю.
Когда Джордж Гершвин попросил Мориса Равеля дать ему уроки композиции, тот ответил: «Вы только потеряете спонтанность своих мелодий и в итоге напишете плохого Равеля». Скорее, наоборот, французский композитор в каком-то смысле «брал уроки» у Гершвина. В некоторых его произведениях, в частности, в Первом фортепианном концерте, мы встречаем неистовые джазовые ритмы, блюзовые ходы и другие черты американской музыки, а также влияние народной музыки басков. Как пояснял сам автор: «Концерт может быть веселым и блестящим и не должен пытаться быть глубоким или стремиться к драматическим эффектам. О некоторых великих классических композиторах говорили, что их концерты были написаны не для, а «против» фортепиано, и я думаю, что это совершенно справедливо». Премьера концерта состоялась в Зале Плейель в Париже в 1932 году в исполнении пианистки Маргерит Лонг, под управлением автора.
Балет «Дафнис и Хлоя» был написан по заказу Сергея Дягилева. Сюжет основан на одноименном пасторальном романе греческого автора Лонга. Равель был восторженным поклонником дягилевских «Русских сезонов» и с большим удовольствием взялся за создание музыки. Премьера состоялась 8 июня 1912 года в Театре Шатле с участием Вацлава Нижинского и Тамары Карсавиной. Позднее Равель составил из музыки к балету две сюиты, которые могут исполняться с хором или без него. Благодаря своему возвышенному лиризму, ритмическому разнообразию, чувственным картинам природы и великолепной оркестровке балет «Дафнис и Хлоя» считается одним из величайших шедевров в наследии Равеля и его эпохи.