19 февраля. Музыка эпохи Возрождения
5-й концерт Третьего абонемента «Певческая капелла Санкт-Петербурга»
Хоровая музыка эпохи Возрождения
- Доступна оплата Пушкинской картой. Правила пользования
Певческая капелла Санкт-Петербурга
Дирижер – Николай КУРБАТОВ
Концерт Певческой капеллы Санкт-Петербурга 19 февраля посвящен хоровой музыке эпохи Возрождения. Наследие Ренессанса оказало огромное влияние на последующее развитие музыкальной культуры. Это фундамент, на котором строилась европейская музыкальная традиция.
Эпоха Возрождения подарила миру не только идеи гуманизма, шедевры живописи и скульптуры. Стремление к гармоничному идеалу, заимствованное из античности, породило полифонию – многоголосие, пришедшее на смену одноголосному григорианскому хоралу. Композиторы эпохи Ренессанса научились создавать сложные и изящные полифонические произведения с невероятно красивым и гармоничным сочетанием голосов. В этот период окончательно утвердились мажорный и минорный лады, ставшие основой европейской музыки на столетия вперед. Композиторы Ренессанса Джованни Пьерлуиджи да Палестрина, Орландо ди Лассо, Жоскен Депре и другие создали настоящие шедевры вокальной музыки, до сих пор вдохновляющие слушателей своей красотой и гармонией.
Развитие нотной записи открыло путь к широкому распространению светской музыки. Ренессанс – это расцвет светских вокальных жанров, и одним из самых ярких его представителей стал мадригал, своеобразная визитная карточка эпохи. Мадригал чаще всего представлял собой положенное на музыку лирическое или любовное стихотворение. Именно в итальянских мадригалах мы слышим эхо поэтического гения Петрарки, Боккаччо и других выдающихся поэтов эпохи. Французским аналогом мадригала стал шансон, который чаще изображал бытовые сценки, зарисовки из повседневной жизни.
В духовной музыке центральное место занимали месса и мотет. Месса, главное богослужение католической церкви, приобретает в эпоху Возрождения новые масштабы и художественную выразительность. Композиторы создавали мессы, сочетающие полифоническую сложность с глубоким духовным содержанием. В эпоху Ренессанса своего расцвета достигает мотет (от старофранцузского "mot" – слово). Этот жанр был одинаково любим как в церковных, так и в светских кругах. Часто композиторы основывали свои мотеты на традиционных григорианских хоралах или известных песнях. Различные голоса в мотете могли исполнять одновременно разные тексты, как религиозные, так и светские, иногда даже на разных языках. Мотет считался изысканным жанром, предназначенным для искушенной публики.