«Весь мир на сцену поместите»

Концертный зал

13.01.2024 / сб. / 19.00


«Весь мир на сцену поместите»

1-й концерт Второго абонемента. Театральный мир Байрона, Ибсена, Шекспира в музыкальных шедеврах Шумана, Грига, Мендельсона. Доступна оплата Пушкинской картой
0+

13 января. Оркестр Капеллы

1-й концерт Второго абонемента «Симфонический оркестр Капеллы. Музыка театра и кино»

«Весь мир на сцену поместите»
Драматические шедевры Шекспира, Байрона, Ибсена в романтической музыке

ШУМАН
Увертюра из музыки к драме Байрона «Манфред»
МЕНДЕЛЬСОН
Музыка к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь»
ГРИГ
Музыка к пьесе «Пер Гюнт»

Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга
Дирижер – Иван СТОЛБОВ

Первый концерт Второго абонемента Симфонического оркестра Капеллы откроет слушателям невероятно богатый и увлекательный мир музыки, созданной для театра и кино. Сценическое искусство издавна привлекало композиторов, а в эпоху романтизма содружество драмы и музыки достигло апогея. Шедевры Мендельсона, Шумана, Грига, Бизе, Глинки, Чайковского сформировали «золотой фонд» музыки для театра. Именно выдающимся творениям европейских композиторов-романтиков посвящена программа 13 января.

«Весь мир на сцену поместите» – в этой цитате из пролога гётевского «Фауста» сокрыт смысл и сюжет концерта. В выбранных произведениях Мендельсона, Шумана и Грига запечатлелась сама жизнь в единстве трагического и комедийного, возвышенного и земного, реального и фантастического. Любовь и страсть, невероятные приключения, коварство и шутливый розыгрыш, отчаяние и светлая надежда – всё это многообразие заключено в великих драмах Байрона, Шекспира и Ибсена и их конгениальном музыкальном прочтении.

Одним из самых любимых сочинений Шумана была драматическая увертюра «Манфред» (1849). Она оказалась не только воплощением мятежной души героя Джорджа Байрона, но и пророчеством скорбных страданий, выпавших на долю самого композитора на закате жизненного пути. Герой-бунтарь, бросивший вызов земным и небесным силам, его страдания и неотвязные мысли о загубленной светлой любви прекрасно отражены в музыке. Увертюра писалась на едином дыхании, произвела огромное впечатление на современников и потомков. Это яркое и на редкость эмоциональное произведение по праву заняло достойное место в мировом оркестровом репертуаре.

Невероятная удача ожидала и 17-летнего Мендельсона, обратившегося в 1826 году к одной из самых удивительных пьес Шекспира. Феерическая комедия «Сон в летнюю ночь» будила воображение композитора сочетанием фантастического мира эльфов с лирическими историями земной любви. В течении месяца он создал увертюру, обессмертившую его имя. Шуман считал её «первым взлётом законченного мастера в счастливую минуту». П.И.Чайковский полагал, что на современников «музыка «Сна в летнюю ночь» должна была произвести ошеломляющее впечатление, – до такой степени она оригинальна, вдохновенна и поэтична». Через много лет, в 1841 году Мендельсон (уже в ранге прославленного композитора и дирижёра) вновь обратится к той же пьесе. Для премьеры «Сна в летнюю ночь» ко дню рождения короля Пруссии он сочинит 12 номеров, присовокупив к ним написанную ранее увертюру. В нашем концерте прозвучит сюита из лучших фрагментов этого опуса.

Завершит программу любимая всеми музыка Грига к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт». Своё монументальное творение с глубоким социально- философским подтекстом писатель мечтал увидеть на сцене. При этом он придавал особое значение музыкальному сопровождению. В соавторы- композиторы Ибсен выбрал Эдварда Грига, уже снискавшего национальный и европейский успех. Работа далась композитору нелегко – содержание пьесы он стремился трактовать сообразно природе своего таланта. И если саркастическую иронию и скепсис Ибсена Григ не разделял, то лирико- эпическая сторона драмы, удивительные женские образы, стихия норвежской природы и быта вдохновили его на создание дивной музыки. Огромный успех сценического варианта драмы с писателем в полной мере разделил композитор. Позже он неоднократно перерабатывал первоначальный вариант, а в 1888 и 1891 годах создал на материале музыки к пьесе две оркестровые сюиты, которые стали невероятно популярными во всех странах мира. В программу концерта вошли самые яркие музыкальные зарисовки из обеих сюит. Глубже постичь смысловую канву всех трёх музыкальных шедевров программы поможет текстовая модерация автора абонемента, искусствоведа Ларисы Попковой.