16 декабря. Музыка Бетховена
2-й концерт Четвертого абонемента «Хор и Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга»
БЕТХОВЕН
Симфония № 7 ля мажор, op. 92
Месса до мажор для солистов хора и оркестра, op. 86
Солисты: Лариса РАДЧЕНКО (сопрано), Дарья ЛЕЙБОВА (меццо-сопрано), Никита МОРДОВСКИХ (тенор), Олег РАДЧЕНКО (бас)
Хор и Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга
Дирижер – Иван СТОЛБОВ
- Доступна оплата Пушкинской картой. Правила пользования
Седьмая симфония была написана в один из самых сложных периодов жизни Бетховена. Его глухота усиливалась, надежды на счастливую любовь и женитьбу в очередной раз рухнули, кроме того, композитор нуждался в деньгах. Тем не менее, ему удалось создать симфонию, которую он справедливо считал одной из своих лучших. Седьмая симфония была закончена в 1812 году и впервые прозвучала под управлением автора 8 декабря 1813 года в зале Венского университета, в благотворительном концерте в пользу солдат, раненых в сражении при Ганау. Этот концерт стал одним из самых значительных успехов в карьере Бетховена.
Невероятно драматичная и мощная Седьмая симфония является, тем не менее, одним из самых оптимистичных произведений Бетховена. Рихард Вагнер считал симфонию идеальной танцевальной музыкой, называя ее «апофеозом танца». Ромен Роллан писал: «Симфония ля мажор — само чистосердечие, вольность, мощь. Это безумное расточительство могучих, нечеловеческих сил — расточительство без всякого умысла, а веселья ради — веселья разлившейся реки, что вырвалась из берегов и затопляет все».
Каждый год в честь именин своей жены князь Николай II Эстерхази заказывал новую мессу для исполнения в своей резиденции в Айзенштадте. В 1807 году заказ достался Бетховену, слава которого уже прочно утвердилась в Вене и начала распространяться по Европе. Тем не менее, заказ вызвал у композитора некоторую тревогу, поскольку Йозеф Гайдн, капельмейстер при дворе Эстерхази, ранее сочинил для князя несколько таких месс. Бетховен опасался неизбежного сравнения с работами великого предшественника, называя их «неподражаемыми шедеврами».
Месса до мажор впервые была исполнена 13 сентября 1807 года под управлением автора. Хотя Бетховен, кажется, был вполне доволен произведением, его первой попыткой в этом жанре князь Эстерхази был крайне разочарован. Однако месса получила более положительные отзывы после исполнения в 1812 году в резиденции принца Карла Лихновского. Фрагмент мессы также исполнялся в легендарном концерте («академии») Бетховена 22 декабря 1808 года. Месса до мажор хотя и была высоко оценена критиками, но, к сожалению, остается недооцененной и находится в тени Торжественной мессы.