25 марта. Рахманинов
Симфония № 1 ре минор, ор. 13
Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром, op. 43
Солистка – Ева ГЕВОРГЯН
Солисты, Хор и Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга
Дирижер – Юрий ЛЕБЕДЕВ
- Доступна оплата Пушкинской картой. Правила пользования
Акция ко Дню театра: скидка 50 % на билеты по промокоду ТЕАТР50
Фестиваль, посвященный 150-летию со дня рождения С.В. Рахманинова, продолжится 25 марта концертом Симфонического оркестра Капеллы под управлением Юрия Лебедева.
После того как Рахманинов покинул Россию в 1917 году, за оставшиеся двадцать пять лет своей жизни он написал только шесть произведений. Летом 1934 года на своей вилле в Швейцарии композитор за полтора месяца завершил Рапсодию на тему Паганини, которая, наконец, смогла повторить успех его более ранних произведений. Подобно Брамсу и Листу, Рахманинов был вдохновлен музыкой гениального скрипача Никколо Паганини. Простая тема его двадцать четвертого каприса стала символом виртуозной техники, побуждая поколения композиторов использовать ее в качестве основы для своих собственных сложных вариаций.
Рахманинов сочинил концертное произведение для фортепиано с оркестром, состоящее из 24 вариаций на эту тему. Премьера состоялась в Балтиморе 7 ноября 1934 в сопровождении Филадельфийского оркестра под управлением Леопольда Стоковского. Партию фортепиано исполнил автор. Оглушительный успех произведения ошеломил и самого Рахманинова. С тех пор Рапсодия на тему Паганини стала краеугольным камнем фортепианного репертуара. Рахманинов записал Рапсодию в студии вместе со Стоковским и его оркестром 24 декабря 1934 года.
Симфония № 1 была написана в период с января по октябрь 1895 года в имении Рахманинова Ивановка под Тамбовом. Премьера, состоявшаяся в Петербурге 15 марта 1897 г., обернулась грандиозным провалом, во многом потому, что симфония была очень плохо отрепетирована. Критики буквально уничтожили это произведение в своих отзывах.
Этот провал вызвал у Рахманинова длительную депрессию и творческий кризис. Он не хотел больше возвращаться к исполнению Первой симфонии. Ее рукопись после отъезда композитора в эмиграцию осталась в России и была утрачена. Только в 1944 году, уже после смерти Рахманинова, были обнаружены отдельные оркестровые голоса, по которым удалось восстановить партитуру.
Второе рождение симфонии состоялось 17 октября 1945 года. Она прозвучала в Московской консерватории под управлением Александра Гаука. Теперь это сочинение Рахманинова рассматривается как важная часть русской симфонической традиции. Британский композитор Роберт Симпсон назвал его «мощным самостоятельным произведением, восходящим к Бородину и Чайковскому». То, что Рахманинов никогда не забывал Первую симфонию, подтверждается тем фактом, что он цитировал ее в своем последнем шедевре – «Симфонических танцах».