«Голоса готических соборов». Испания. Даниэль Сальвадор

Концертный зал

07.10.2021 / чт. / 19.00


«Голоса готических соборов». Испания. Даниэль Сальвадор

1-й концерт Пятого абонемента. Испанская органная музыка XVI–XVIII веков. Каждый концерт абонемента открывается обращением органистов, а также красочным видеорядом, демонстрирующим всё великолепие готической архитектуры. Доступна оплата Пушкинской картой
0+

7 октября. «Голоса соборов»

1-й концерт Пятого абонемента «Голоса готических соборов»

Обращение и исполнитель: органист, композитор, педагог Даниэль Сальвадор
В программе испанская органная музыка XVI–XVIII веков

I отделение
Ж. КАБАНИЛЬЕС
«Имперская битва»
С. А. де ЭРЕДИЯ
Энсалада
Тьенто 8-го тона
Ф.К. де АРАУХО
Тьенто в форме песни
А. де КАБЕСОН
Вариации на тему Песни о рыцаре
Тьенто 4-го тона

II отделение
о. Антонио МАРТИН И КОЛЬ
Вариации на тему волынки
Ф.К. де АРАУХО
Тьенто № 53
Гимн непорочному зачатию Пресвятой Девы Марии
Я.П. СВЕЛИНК
Танец великого герцога
о. А. СОЛЕР
Фанданго

В период XVI – XVIII вв. в Испании происходит огромный расцвет во всех видах искусств, решительным образом повлиявший не только на культуру самой страны, но и на общую Западную культуру. Этот период известен под названием «Золотой век Испании».

Мигель де Сервантес в литературе, Диего Веласкес в живописи, Грегорио Фернандес в скульптуре и Хуан де Эррера в архитектуре – наложили сильнейший отпечаток на дальнейшее развитие этих искусств. В музыке же, такие авторы, как Томас Луис де Виктория, Кристобаль де Моралес или Франсиско Герреро развивали итальянскую композиторскую технику, возникшую после Тридентского собора, создав, таким образом, собственную школу, музыка которой звучала в тот период в крупнейших европейских соборах и соборах Нового Света.

Кроме того, именно в этот период начинает развиваться «органное пение», а также происходит и развитие самого инструмента. Так, из обширного вокального репертуара эпохи ренессанса теперь создаются произведения непосредственно для самого органа. Такие композиторы, как Антонио де Кабесон, Франсиско Корреа де Араухо или Хуан Кабанильес станут максимальными выразителями испанского органного искусства, некоторые из них, как в случае Кабесона, окажут огромное влияние на последующее развитие литературы для органа, которая достигнет наивысшей точки в конце эпохи барокко в творчестве Иоганна Себастьяна Баха.

Испанская органная музыка, как, впрочем, практически вся музыка этой страны, имеет свои особенности, что отличает ее от центральноевропейской музыки. Одна из таких особенностей заключается в отсутствии «четких границ» между народной и академической музыкой. Другой такой особенностью является «отставание» по сравнению с остальной Европой в эволюции музыкального дискурса, что связано с испанским консерватизмом того времени. В то же время, именно в этот период органостроители начинают дополнять органы «коробкой-эхо» и прочими устройствами способными передавать звуки природы, такие как раскат грома, пение птиц и т. д. Все это делает испанскую органную музыку поистине уникальной: старинной, но новой; строгой, но полной эффектов; популярной, но возвышенной.

Даниэль Сальвадор