Выставка Марата Тажибаева пройдет в галерее Капеллы с 18 февраля по 2 марта
Марат Тажибаев занимается живописью и создает гобелены. Такое совмещение трудно себе представить. И гобелен и картина — изображения плоскостные, но совершенно разные. Гобелен вырастает снизу вверх, он нанизан на причинно-следственную прямую, то есть определен последовательностью. Так, возникающие новые и новые ряды несут все большую ответственность за целое (за пройденное и за будущее, которому нужно оставить достаточную полновесность жизни и удержать его на плечах прошлого, не менее живого). Поэтому создание гобелена — акт стратегический.
Живописец же имеет дело с плоскостью как с некоторой объективностью, предшествующей изображению, и с ней соизмеряет свои действия. В плоскости картины содержится начало и конец. Плоскость же гобелена должна физически возникнуть как результат работы над изображением, потому что тело гобелена — изображение, тело изображения — гобелен. Переход от гобелена к живописи требует радикальной перестройки способа действовать. От главенствующей в гобелене логики времени, порядка действия, нужно перейти к логике пространства, поля действия.
Марат Тажибаев делает рискованную попытку сосуществования этих двух способов действовать, помещая гобелен на подрамник и окружая его элементами, взятыми из предметного мира (от монет до пачки «Казбека»). Марат внедряет гобелен в среду, близкую специфике живописи, — среду, оформляющуюся согласно пространственному принципу расположения на готовой поверхности. В споре «безусловной» вещественности предметов ассамбляжа с вещественностью гобелена меняется привычное соотношение степеней реальности, ярко вспыхивает драгоценность созданного нитью тела. Ассамбляж иногда присутствует у Марата и в чистых гобеленах: там он в первую очередь обостряет вкус к материалу, к его качествам.
Важное свойство картин Марата состоит в том, что у него перед плоскостью во всей ее материальности (будь то холст или картон) возникает почти смущение: художник не хочет полностью закрывать краской изначальные свойства поверхности. Уже это отношение к материалу, эта продуктивная неуверенность оберегают Марата и от иллюзионизма, и от приема. Чтобы усилить эту поверхность, ее способность к объединению, он иногда делает цветной подмалевок. На нем Марат постепенно выясняет формы того, что изображает; пятна цвета он стремится распределить по соседству (случаи настойчивых перекрытий, напластований у него не частые), так что внимание к последовательности действий играет ключевую роль и в устройстве его картин. Опыт плетения гобелена сказывается не на уровне приема, но на уровне подхода, самой логики действий.