Выставка «Храмы России»
Галерея Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга открывает новый сезон уникальной фотовыставкой «Храмы России». Основой экспозиции стали работы ведущих современных российских и зарубежных мастеров: Дмитрия Алексеева, Сергея Андреева, Павла Аплетина, Валерия Дегтярева, Александра Дымникова, Сергея Кичигина, Максима Мишина, Александра Рощина, Михаила Удалова, Аллы Феофановой. Тема храмового зодчества для Капеллы не случайна, поскольку вся ее история тесным образом связана с историей русской духовной музыки, а одной из ведущих задач Хора Капеллы по-прежнему является возрождение и сохранение певческой культуры нашей страны.
Первые христианские храмы на Руси строились под руководством византийских архитекторов. Но к XII веку, согласно летописным источникам, к созданию храмов были привлечены уже многочисленные местные мастера. В результате на Руси происходит невероятный эстетический всплеск, который подарил нам настоящие шедевры древнего зодчества: Георгиевский собор Юрьева монастыря в Великом Новгороде, Мирожский собор в Пскове, Георгиевский и Успенский соборы в Старой Ладоге, церковь Бориса и Глеба в Кидекше под Суздалем, церковь Покрова на Нерли, Дмитровский и Успенский соборы во Владимире, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Поражают их стройные изысканные формы, особый эстетический облик, отличающий их как от предшествующих храмов работы византийских мастеров, так и от более поздних, построенных в последующий период.
В дальнейшем формируются оригинальные школы зодчества (среди них – Новгородско-Псковская), уникальная самобытность которых и сегодня не оценена нами в полной мере.
Переход от языческих традиций к христианству был достаточно продолжительным. Храмы XII-XIII веков относятся к началу этого переходного периода и несут в себе черты зодчества дохристианской эпохи, о котором нам ничего не известно. К аналогичному переходному периоду относятся, например, и сохранившиеся деревянные храмы викингов в Южной Норвегии. Эти христианские храмы, построенные в XI–XII веках, украшены фигурами языческих драконов. Дохристианская эстетика явно ощущается в деревянном культовом зодчестве Русского Севера, где христианство распространялось медленнее.
В ряде случаев храмы строились на месте древних языческих святилищ, унаследовав их расположение. Ведь в отличие от христианских храмов, которые обычно строились в центре деревень, рядом с рыночной площадью, святилища язычников располагались в «сильных» местах – местах общения с силами природы. Вероятно, именно этим эстетическим наследием древности объясняется одна из замечательных черт русского зодчества – включенность храмов в окружающий пейзаж. И.Э. Грабарь писал об этом в начале XX века: «Поразительно уменье, с которым эти строители-поэты выбирали места для храмов: нет возможности придумать композиции лучше той, при помощи которой они связывали встающие из-за леса шатры или вырастающие из-за береговой кручи главки церквей со всем окружающим пейзажем, с изгибом реки, с изломом холмов, с гладью лугов и со щетиной лесов».
Таким образом, сохранившиеся уникальные храмы далекой древности – это сложный и многослойный образ, включающий в себя не только типичные черты строительства тех лет, но и непрерывную эстетическую связь с культурой предшествующих веков, а возможно, и тысячелетий.