Выставка Дмитрия Горячёва
«Виды мыса Казантип и его окрестностей»
Дмитрий Горячёв – фотограф, куратор, коллекционер, филокартист. Участник многих групповых фотовыставок, автор более десяти персональных. Организатор ряда выставок исторической фотографии из Архива кинофотодокументов и выставок старинных раскрашенных фотооткрыток из своей коллекции. Член творческого объединения «Митьки». Фотограф Государственного Русского музея.
Дмитрий Горячёв – разносторонний и необыкновенно изобретательный автор, осуществивший ряд оригинальных фотографических проектов. Например, в серии «Улица Счастливая» он показывал сюжеты, снятые в уютных дворах «хрущевок» - пятиэтажек в районах массовой застройки 60-х годов. Мечты и иллюзии о светлом будущем всё еще проступают в отстранённо-безжизненных кварталах, теперь мечтательно готовящихся к сносу. В цикле «Город, которого нет» Дмитрий обратил внимание на картину грандиозного ремонта исторического центра Петербурга, когда многие здания стояли в строительных лесах, закрытых фальшфасадами. Однако иллюзорность той неустроенности оказалась временной, город был основательно отремонтирован. Когда-то Дмитрий более года вёл в журнале «Цифровик» интереснейшую рубрику, посвящённую архивным фотографиям. Затем он вместе с коллегой учредил фотографический альманах «Контраст» и выпустил насыщенный и многообещающий пилотный номер.
Дмитрий утверждает, что на данной выставке просто хотел показать красоту степного Крыма, куда он приезжает каждое лето, но получилось, возможно, нечто большее.
На своем сайте Дмитрий Горячёв пишет: «Я тешу себя уверенностью, что мне удаётся осознанно оперировать в своих фотографиях не только формой и пространством, но и категорией времени. В моих первых удачных сериях и циклах это сводилось к стилизации… В последних же сериях я стремлюсь делать документальные фотографии вневременными, хочу получать такие отпечатки, чтобы было непонятно, а главное, неважно, когда они сделаны: сегодня, вчера или вообще завтра».
Согласно утверждениям археологов, первые люди появились на крымской земле около ста тысяч лет назад. Олдувайские и ашельские стоянки раннего палеолита, следы обитания неандертальцев среднего палеолита, стоянки позднего палеолита и мезолита – всё есть на этой земле. Уже в последние три с лишним тысячи лет тавры и киммерийцы, скифы и греки, сарматы и римляне, готы и гунны, хазары и славяне, печенеги и половцы, караимы и крымчаки, монголы и крымские татары, итальянцы и турки сменяли друг друга на этом географическом перекрёстке, принося свою культуру и свои традиции. И при этом вечные пейзажи Крыма не были безучастными наблюдателями за мелькающими насыщенными эпохами, а непостижимым образом впитали в себя Историю. Ведь и в земле, и в каждой травинке физически присутствуют молекулы, принадлежавшие участникам событий далёкой древности…
И сегодня, как и много лет назад, степи и скалы, бухты и безлюдные пляжи, солончаки и плавни Крыма позволяют нам вместе с Дмитрием Горячёвым ощутить загадочную бесконечность и непрерывность Времени.
Александр Дымников
Серию фотографий мыса Казантип и его окрестностей я считаю одной из самых важных в своём творчестве. Юго-Восточный Крым я полюбил в юности, каждое лето приезжая сюда в археологические экспедиции. Лет пятнадцать назад побывал на Казантипе и понял, что это место – моё. Последние десять лет я провожу здесь не меньше месяца в конце лета. Строго говоря, побережье Азова – это Юго-Западный Крым, а не Юго-Восточный, но пейзажи всего Керченского полуострова похожи: степи, плавни, солёные озёра, безлюдные пляжи.
Самое приятное, что здесь совершенно нечего снимать, – всё пусто, плоско, однообразно; палящее солнце, от которого некуда деться, звенящая тишина, лишь к вечеру нарушаемая стрёкотом цикад; нет никаких «достопримечательностей» и даже доминант, кроме недостроенной и уже превратившейся в руины АЭС… Я – профессиональный фотограф, и после года фотографической работы, после терабайтов обработанной пиксельной каши только такое место и может принести долгожданное отдохновение глазам и мозгу. А через некоторое время, отдохнув и загорев, я начинаю видеть красоту и гармонию в обыденном: в блеске травы на закате, в трещинах на старой бетонной дороге, в поваленных сухих деревьях. Вот тут-то и начинается собственно творчество…
Работа над серией ведётся уже восемь лет, на выставке представлены работы 2011–2016 годов. Продолжать её, разумеется, я буду и в следующие годы, потому что сильно люблю это место, очень хочу эту любовь передать другим, и каждый получившийся кадр доставляет мне радость. Пока серия насчитывает около 85 листов. В этой экспозиции, например, совершенно не представлены руины циклопического недостроя советских времён - комплекса сооружений Восточно-Крымской АЭС, которые по прошествии полувека воспринимаются уже почти античными. Надо сказать, что ту, советскую, стройку можно по размаху и масштабу сравнить с сегодняшним строительством Крымского моста, она была даже круче – ведь благодаря ей на карте Крыма появился новый город Щёлкино...