Выставка Анастасии Зыкиной
Прикоснуться к сакральному: библейский цикл Анастасии Зыкиной
Графическое искусство можно представить, как особую форму художественного размышления, соединяющую аналитическое познание внешнего мира с бессознательно-чувственным, возможно, сакральным мировосприятием. Это искусство сродни ваянию – за кажущимся волшебством импровизационной лёгкости могут скрываться месяцы внутренних переживаний и кропотливого рукоремесла. Именно эти качества во многом определяют цельность художественно-образного выражения и остроту психологических характеристик.
Анастасия Зыкина занимает особое место в плеяде мастеров современной графики. Художник-философ и драматург, творчество которого отмечено редким в наши дни духовным аристократизмом, она ещё в свои ранние годы снискала признание как автор иллюстраций к произведениям Достоевского и Леонида Андреева, выходящих по своему строю за рамки традиционного представления о профессии иллюстратора. За этим последовали и другие работы в разных направлениях, техниках и жанрах, однако графика стала излюбленным и наиболее плодоносным полем художника.
Традиционное искусство гравирования и печати, воспринятое от корифеев петербургской графической школы, обогатилось в творческом сознании Зыкиной широким визуальным опытом, почерпнутым, среди прочего, в ходе азартного и вдумчивого восприятия классического и современного искусства. Дополненное историческими познаниями и собственными новациями, оно обретает у неё самостоятельное смысловое звучание и становится ключевой составляющей изобразительного языка. Его особенность состоит в обыгрывании и противопоставлении различных графических приемов, в напряжённой драматургии силуэтов и пятен, штрихов и фактур.
Её излюбленная техника – офорт во всём его многообразии: от классического штриха, меццо-тинто, открытого травления и сухой иглы; офорт нередко соединяется у неё с техникой монотипии, позволяющей достигать фактурное многообразие, и шелкографии, дающей возможность обращаться к фото-образам. Многие её работы могли бы, кажется, служить неким наглядным пособием по всему технологическому арсеналу эстампа, причём почётное место в этом пособии следовало бы уделить и её печатным латунным доскам, несомненно, имеющим самостоятельное художественное значение. Между тем, с каждым новым проектом художника всё более удаляется от классических представлений об искусстве графической печати, осваивая сферу свободного полёта, что продиктовано, видимо, скрытыми импульсами внутренней необходимости.
«Библейская серия» Анастасии Зыкиной стала очередным значимым шагом в работе художника. Новый цикл, связанный со сравнительно малоизвестными книгами Библии, представляет собой не прямой иллюстративный ряд, но, скорее, графическую сюиту, каждый лист которой имеет самостоятельное станковое звучание. Вопреки распространённой традиции, художник отказывается от детального изображения того или иного эпизода, сводя фабульную составляющую к минимуму. Мы не найдем у неё навязчивого многословия и бытописательства, привычной бутафорской мизансцены. Она фокусирует внимание на главных смысловых блоках, мотивах и символических вехах повествования, вырабатывая собственный язык, созвучный литературному материалу.
Драматическая история формирования древней еврейской общины, долгий путь благочестия приверженцев Моисеева закона и возведение иерусалимского храма – всё это предстаёт у Анастасии Зыкиной в предельно обобщённых, почти эмблематических образах. Фотографической рельефности современных лиц и эффектным «фото-наплывам» она противопоставляет условно-плоскостное решение фона, испещрённого древними письменами из Септуагинты или свитков Кумрана, причём это противопоставление как будто призвано подчеркнуть вневременной характер повествования. Это производит впечатление своеобразного палимпсеста, образованного причудливым наслоением и переплетением исторических слоёв, или, если прибегать к музыкальным аналогиям, сурового вокального многоголосья.
Страстные назидания Ездры и Неемии, сказочная история долгого путешествия Товия, соблазнительные для художников всех времён героические легенды о Юдифи и Есфири адресуются каждому из нас и становятся частью нашей современности. В то же время размеренность и некоторая монотонность старинных текстов, изобилующих именными перечислениями и списками храмовых пожертвований, находит у Анастасии Зыкиной отголосок в подчёркнуто выраженном ритмическом строе отдельных листов, соотносимых с древними барельефами Египта и Междуречья. Храм и стена, скалы и небеса, бесконечная дорога и старинный манускрипт, представленные художником на разворотах книги для разделения повествовательных блоков, становятся ключевыми, организующими элементами этой графической симфонии.
Тяготение к формальному экспериментированию и отказ от банальной «иллюстративности» по внешним признакам роднят Анастасию Зыкину с иными приверженцами концептуализма, сводящими идею искусства исключительно к феноменам индивидуального сознания. Вместе с тем, ясная метафоричность её художественного языка, определённость её ассоциаций и символов, наконец, углублённая увлеченность профессионально-технической стороной художественного дела – всё это выдвигает её в авангардный ряд современных художников-реалистов, апеллирующих к интеллекту и чувственности, побуждающих нас прикоснуться к сакральному.
Анастасия Зыкина родилась в Кирове, живет и работает в Санкт-Петербурге. Художник и педагог. Член Санкт-Петербургского союза художников России (секция графики) и Творческого союза IFA.
В 2006 г. окончила Институт декоративно-прикладного искусства. В 2009–2012 гг. стажировалась в творческих мастерских Российской академии художеств.
Лауреат премии «Художник книги» Третьей международной биеннале графики в Санкт-Петербурге (2006), Гран-при в номинации «арт-мастер» VII Международного художественного конкурса «Арт-город» (2011), диплома в номинации «графика» Санкт-Петербургского союза художников (2012); стипендиат Союза художников России.
Работает в области станковой и печатной графики, книжной иллюстрации, авторской коллекционной книги. Создает живописные произведения и инсталляционные проекты. Проводит популярные мастер-классы и обучающие курсы для детей и взрослых, читает лекции по истории печатной графики в разных художественных центрах России.
Участник многих выставок в России и за рубежом. Представлена в собраниях Государственного Русского музея, Литературно-мемориального музея Ф.М Достоевского, Вятского художественного музея им. Васнецовых (г. Киров), художественных музеях Екатеринбурга, Омска, Южно-Сахалинска и Харбина, в частных собраниях Санкт-Петербурга, Москвы, Нью-Йорка, Лозанны, Берлина, Стокгольма, Вероны, Риги, Красноярска, Кирова.