9 ноября. Музыка театра и кино
1-й концерт Второго абонемента «Симфонический оркестр Капеллы. Музыка театра и кино»
«И всюду страсти роковые...»
Концерт из раритетов отечественной музыкально-театральной классики и киномузыки
- Доступна оплата Пушкинской картой. Правила пользования
БАЛАКИРЕВ
Увертюра из музыки к трагедии «Король Лир»
ХАЧАТУРЯН
Фрагменты сюиты из музыки к трагедии Шекспира «Король Лир»
ШОСТАКОВИЧ
Фрагменты сюиты из музыки к фильму «Овод», ор. 97а
Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга
Дирижер – Иван СТОЛБОВ
Новую концертную серию абонемента «Музыка театра и кино» открывает яркая программа из раритетов отечественной музыки. Эпиграфом взяты пушкинские строки. Они отражают идею и эмоциональный мир произведений, вошедших в авторскую программу музыковеда Л. Попковой. Любовь и ненависть, верность и предательство, добросердечие и коварство, истовая вера и скептицизм, благородство и низость человеческих помыслов и поступков. Такова тематика положенных на музыку сочинений английских писателей – великой трагедии У. Шекспира «Король Лир» и популярного в Советском Союзе, но забытого ныне романа Э. Л. Войнич «Овод» о борьбе итальянских революционерах в конце ХIХ века.
Из всех шекспировских творений к «Королю Лиру» композиторы обращались сравнительно редко, сознавая «безграничность сюжета» (Д. Верди) и величие характеров. На фоне европейских исканий ХIХ в. выделяется музыка к этой трагедии М. А. Балакирева. Молодой композитор (21 год) обратился к Шекспиру по совету идеолога «Могучей кучки» В. Стасова: в Александринском театре готовилась постановка «Короля Лира». Работа шла небыстро, в своей художественной концепции Балакирев наделил музыку ролью важнейшего элемента драмы. Шекспировский текст был для него воплощением вечных жизненных перипетий – вневременных и наднациональных. Не случайно, многие отмечали «русский дух» созданной партитуры. Центральным в ней стал образ Лира. Масштабная увертюра запечатлела трагический путь героя – от надменно-величавого правителя до отчаявшегося старика-страдальца, оплакивающего смерть любимой дочери. Эту «великолепную поэму» (В. Стасов) высоко оценили современники и последующие поколения слушателей. Помимо увертюры Балакирева написал к «Королю Лиру» четыре симфонических антракта и «Шествие». Музыка так и не прозвучала с театральной сцены, но заняла достойное место в наследии композитора.
ХХ век принёс гораздо больше интересных прочтений «Короля Лира». Помимо опер А. Раймана и С. Слонимского следует назвать выдающуюся музыку Д. Шостаковича к одноименным фильму и спектаклю Г. Козинцева. Свою музыкальную версию шекспировской пьесы создал в 1958 г. Арам Хачатурян для новой постановки в Театре Моссовета. В ней авторы и исполнители спектакля глубоко и многогранно представили контрастные миры трагедии.
Глубинная идея спектакля (попытка Лира избавить мир от зла и подлости) кульминировала в актерской мощи великого русского трагика Н. Мордвинова. Невероятный накал страстей прекрасно воплотила музыка Хачатуряна. Открыто эмоциональная, богатая по оркестровым нюансам, она кратно умножала силу сценического действия и шекспировского текста. Симфоническая сюита из этой музыки практически не звучит в концертах, и многие услышат её впервые.
Второе отделение концерта посвящено музыке Д. Шостаковича к фильму А. Файнциммера «Овод», ставшему в 1955 году одним из лидеров советского кинопроката. Художественные достоинства фильма, как и романа Э. Л. Войнич, за прошедшие годы вызывали противоречивые суждения. Но всё это не коснулось великолепной музыки, свободной от каких-либо идеологических канонов. Лучшие страницы партитуры посвящены моментам духовных исканий героев, весьма колоритно отражена и атмосфера Италии конца XIX века. Музыка создавалась композитором в пору тяжелых личных утрат, она отмечена искренностью, «хватавшей за сердце» (Г. Козинцев). Именно проникновенную выразительность и яркую мелодичность сюиты так ценят слушатели всех возрастов.