30 ноября. Фортепианные концерты Шопена
ШОПЕН
Концерт для фортепиано с оркестром № 1 ми минор, ор. 11
Концерт для фортепиано с оркестром № 2 фа минор, ор. 21
Солист — Илья ПАПОЯН (фортепиано)
Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга
Дирижер — Александр ЧЕРНУШЕНКО
Илья Папоян — один из самых ярких пианистов своего поколения. Родился в Санкт-Петербурге, выпускник Средней специальной музыкальной школы Санкт-Петербургской консерватории им. Римского-Корсакова (класс Ольги Курнавиной, затем класс Александра Сандлера), студент Санкт-Петербургской консерватории (класс Александра Сандлера). Окончил Центральную музыкальную школу при Московской консерватории, в 2019 году — Московскую консерваторию им. Чайковского.
Музыкант является лауреатом многих международных конкурсов, в том числе Международного конкурса пианистов имени Ф. Шопена (2016), Международного конкурса пианистов им. Чайковского , Международного конкурса пианистов, композиторов и дирижеров им. Рахманинова (Москва, 2022; III премия и бронзовая медаль). Дипломант Международного конкурса молодых пианистов Grand Piano Competition (Москва, 2016). Стипендиат фонда «Артис Футура» (с 2021). На XVII Международном конкурсе им. П. И. Чайковского (Москва–Санкт-Петербург, 2023) был удостоен III премии и бронзовой медали.
Пианист выступал с сольными концертами в престижных залах мира, включая ведущие сцены Москвы и Санкт-Петербурга, а в феврале 2023 г. выступил с сольным концертом в брюссельском зале Флаже.
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром ми минор был создан Шопеном в 1830 году после написания Второго концерта, написанного несколькими месяцами ранее, но получившего свой номер из-за более раннего издания в 1833 году, в то время, как Первый концерт был опубликован лишь в 1836-м. Премьера этого виртуознейшего произведения состоялась в 1830 году в Варшаве. Солировал автор, которому на тот момент исполнилось всего 20 лет.
Второй фортепианный концерт фа минор был впервые исполнен автором в том же 1830 году. В 1831 году партитура концерта была утрачена, а затем написана заново. Этим и объясняется позднее издание и фактическая неточность в обозначении номера концерта. Сочинение писалось в пору первого любовного увлечения Шопена, предметом которого стала дочь бурграфа Варшавского замка Констанция Гладковская. Но посвящен концерт был все же не ей, а Дельфине Потоцкой, с семейством которой Шопен познакомился в Дрездене.