16 ноября. Оркестр Капеллы
Перенесенный 2-й концерт Первого абонемента «Симфонический оркестр Капеллы»
- Доступна оплата Пушкинской картой. Правила пользования
«У времени в плену»: Шуберт, Шёнберг, Шнитке
ШУБЕРТ
Увертюра к зингшпилю «Друзья из Саламанки», D 326
Увертюра к зингшпилю «Волшебная арфа», D 644
ШЕНБЕРГ
«Просветлённая ночь» для струнного оркестра, op. 4
ШНИТКЕ
(K)ein Sommernachtstraum, соч. 187
Фрагменты киномузыки
Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга
Дирижер – Иван СТОЛБОВ
В самобытную оркестровую программу вошли сочинения композиторов, весьма несхожих по творческому облику, стилю и характеру музыки. Но это лишь на первый взгляд. По замыслу музыковеда Ларисы Попковой три творца – помимо заглавной буквы их фамилий – связаны многими нерасторжимыми нитями. В процессе концерта Симфонический оркестр Капеллы под управлением Ивана Столбова призван раскрыть слушателям смысловые параллели между произведениями и единство концепции, отражённое в названии программы.
Оба отделения откроют увертюры Ф. Шуберта: к зингшпилю «Друзья из Саламанки» и мелодраме «Волшебная арфа». Первый великий романтик с юности и до конца своих дней проявлял особый интерес к оперно-театральным жанрам. Но созданные им 18 произведений не достигли уровня его же вокальной лирики и симфоний. Выбранные в программу увертюры – лучшее из театрального наследия Шуберта. Эта музыка редко исполняется, но пленяет мастерством и искренним обаянием. Радостно-стремительная атмосфера в духе опер-buffa Моцарта отличает увертюру к «Друзьям из Саламанки». Вторая увертюра привлекает эпическим размахом и яркими тематическими контрастами. Позже Шуберт вторично использовал её в музыке к пьесе «Розамунда, принцесса Кипра», симфоническая версия которой полюбилась многим поколениям слушателей.
Центром первого отделения станет великое творение Арнольда Шенберга – оркестровая версия струнного секстета «Просветленная ночь» (1899). Этим произведением будущий пророк музыкального экспрессионизма и создатель додекафонии словно прощался с романтической традицией и шубертовской Веной. Шёнберг писал секстет на исходе века, вдохновляясь большой любовью к Матильде фон Цемлински, ставшей вскоре его женой. Программной основой для вдохновенной музыки послужило стихотворение популярного на рубеже ХIХ–ХХ вв. немецкого поэта Рихарда Демеля. Шёнберг поставил себе задачу создать настоящую «симфоническую поэму» средствами камерной музыки. В 1917 и 1943 годах вышли авторские редакции «Просветлённой ночи» для струнного оркестра. Экспрессивная красота и образная выразительность «поэмы преображения» не оставит публику равнодушной.
Во втором отделении интереснейший диалог с европейской романтикой продолжится в музыке Альфреда Шнитке. В 1984 году для знаменитого Зальцбургского фестиваля композитор написал оркестровое сочинение с говорящим названием «(Не)Сон в летнюю ночь» и пояснил его концепцию в одном из последующих интервью. Удивительным образом, именно в послевоенной Вене состоялось становление Шнитке-музыканта, на десятилетия сохранившего в себе звуковой архетип «Моцарт – Шуберт». Классико-романтический мир стал для творца авангарда ХХ века неким духовным и творческим мерилом современности. Музыкальное «двоемирие», завораживающая игра с моделью прошлого замечательно воплощены в произведении, почти неизвестном петербургской публике. Завершат концерт прекрасные фрагменты киномузыки Шнитке, вошедшие в «золотой фонд» отечественной классики.