27 апреля. Оркестр Капеллы
3-й концерт Второго абонемента «Симфонический оркестр Капеллы. Музыка театра и кино»
«О любви: три цвета времени»
- Доступна оплата Пушкинской картой. Правила пользования
ВАГНЕР
«Смерть Изольды» из оперы «Тристан и Изольда»
СИБЕЛИУС
Симфоническая сюита «Пеллеас и Мелисанда»
БЕРНСТАЙН
Симфонические танцы из мюзикла «Вестсайдская история»
ШВАРЦ
Сюита из музыки к фильму «Мелодии белой ночи»
Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга
Дирижер – Антон ШАБУРОВ
Третья программа оркестрового абонемента «Музыка театра и кино» посвящена неисчерпаемой для литературы и искусства теме любви. Симфонический оркестр Капеллы под управлением Антона Шабурова представит прочтение этой темы в романтической опере, символистском театре конца ХХ – начала ХХ веков, реалистическом мюзикле и киномузыке второй половины ХХ века. Программу откроет великое творение Р. Вагнера – гимн всепоглощающей любви из оперы «Тристан и Изольда». «Только сильные люди знают любовь, только любовь позволяет ощутить красоту, только красота создает искусство», – утверждал композитор. Взяв за основу средневековую легенду, он поведал миру историю своей пятилетней платонической страсти к Матильде Везендонк, женщине необычайной красоты, ума, чести и достоинства. Симфоническая картина смерти Изольды от любви осталась непревзойдённым шедевром, музыкой сжигающего душу любовного пламени.
Близкая вагнеровскому пониманию, запретная, но неодолимая любовь стала источником пьесы М. Метерлинка «Пеллеас и Мелизанда» (1892). Она вошла в золотой фонд мировой драматургии символизма и вдохновила не одного выдающегося композитора. В нашем концерте прозвучит редко исполняемая симфоническая сюита «Пеллеас и Мелизанда», созданная Я. Сибелиусом из музыки к постановке Шведского театра в Хельсинки (1905). Оригинальное воплощение театрального сюжета финским классиком весьма отличается от утончённо-символистской оперной версии Дебюсси и экспрессивно-взрывчатой симфонической поэмы А. Шёнберга.
Во втором отделении концерта прозвучат яркие и эффектные «Симфонические танцы» из сенсационного бродвейского мюзикла Л. Бернстайна «Вестсайдская история» (1957). Композитор много лет грезил трагедией «Ромео и Джульетта» и долго искал сюжетный поворот вечной темы. Интерпретация оказалась неожиданной и невероятно актуальной. Шекспировские архетипы любви и ненависти ожили в мире уличных банд Манхеттена. На фоне иммигрантских разборок, жестокого соперничества молодёжных группировок парадоксально расцвела любовь пуэрториканки Марии и американца с польскими корнями Тони. Трагедийность сюжета и сила его музыкального воплощения потрясли современников. Бродвей буквально взорвала стихия латиноамериканских танцевальных мелодий, джазово-урбанистических ритмов. А созданные Бернстайном великолепные лирические мелодии контрастно оттенили драматический план происходящего.
Завершит концерт любимая многими поколениями слушателей музыка Исаака Шварца к фильму С. Соловьёва «Мелодии белой ночи». Композитор на редкость поэтично воплотил киносюжет о любви японской пианистки и русского дирижёра в эпоху «железного занавеса». Он создал одухотворённые музыкальные пейзажи Петербурга, отразил высокий драматизм и пронзительную грусть «обыкновенной истории». По контрасту с «Симфоническими танцами» Л. Бернстайна, воспевающими стихию юношеской любви, сюита И. Шварца впечатляет силой зрелого чувства и теплотой ностальгических эмоций.