24 февраля. Оркестр Капеллы
2-й концерт Второго абонемента «Симфонический оркестр Капеллы. Музыка театра и кино»
«Нет больше иллюзий на свете!»
О юморе и сатире в музыке
- Доступна оплата Пушкинской картой. Правила пользования
I отделение
ШНИТКЕ
«Гоголь-сюита» из музыки к спектаклю «Ревизская сказка»
КАНЧЕЛИ
«Маленькая Данелиада»
II отделение
ВАЙЛЬ
Фрагменты «Маленькой трёхгрошовой музыки» и зонги из «Трёхгрошовой оперы»
Г. ФЕДОРОВ – Дж. КАНДЕР
Фантазия на темы фильма-мюзикла «Кабаре»
Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга
При участии актёра театра и кино Александра Иванова
Дирижер – Иван СТОЛБОВ
Программа, посвящённая юмору и сатире в музыке театра и кино, – едва ли не лучшая в этом абонементном цикле. Она примечательна сочетанием содержательной глубины и игровой атмосферы театрализованного действа, впечатляющими эмоциональными контрастами при сохранении единой тематической основы. Великая сила смеха, разоблачающая неприглядные стороны жизни и человека, во все времена будила воображение поэтов, писателей и музыкантов – от лёгкой шутки и утончённого юмора до ироничной элегии и страшной в своём трагизме сатиры. Такова шкала эмоций, которую предстоит пережить слушателям 24 февраля вместе с оркестром Капеллы под управлением Ивана Столбова.
Самое масштабное произведение программы – симфоническая «Гоголь-сюита» из музыки Альфреда Шнитке к спектаклю Театра на Таганке «Ревизская сказка». В нашумевшей постановке гоголевской прозы (премьера 1978г.) режиссёр Юрий Любимов отводил важнейшую роль музыке. Она наполняла сценическое пространство, определяла время действия, характеры персонажей, создавала полифонию образов и глубинных смыслов. Шнитке был великолепным знатоком и ценителем творчества Гоголя, композитор не раз упоминал о сильнейшем воздействии на него сочетания возвышенного и низменного в сочинениях писателя, гоголевской игры с банальным как с «маской чертовщины». Именно поэтому в воспоминаниях потрясённых зрителей на сцене не просто игрался спектакль, а вставал в полный рост «весь Гоголь» – простодушный и ироничный, жёсткий, по-житейски простой и невероятно абсурдный, инфернально-мрачный и просветлённый. Музыка Шнитке стала музыкальным символом театра на Таганке, а через 3 года замечательный дирижёр и верный партнёр Любимова и Шнитке, Геннадий Рождественский побудил композитора создать полноценную симфоническую сюиту. Позже на её основе возник балет «Эскизы» по мотивам Гоголя.
Своеобразным контрастом к музыке Шнитке прозвучит оркестровая миниатюра Гии Канчели «Маленькая Данелиада». Написанная в 2000-м году по просьбе замечательного скрипача Гидона Кремера пьеса отсылает к двум фильмам замечательного советского и российского кинорежиссёра Георгия Данелии – «Слёзы капали» (1982) и «Кин-дза-дза» (1986). Канчели мастерски соединил темы «грустной сказки» и трагикомической антиутопии, поручив инструменталистам еще и актёрские функции в этой лирической фантасмагории.
Второе отделение перенесёт нас в Берлин 1928 года – в атмосферу сенсационного успеха «Трёхгрошовой оперы» Бертольда Брехта и Курта Вайля. С тех пор продолжается триумфальное шествие этой музыкальной пьесы по сценам мира. Курту Вайлю музыка «зонговой оперы» принесла прижизненную славу, композитор создал и несколько инструментальных переложений наиболее полюбившихся публике номеров. В концерте используются как фрагменты «Маленькой трёхгрошовой музыки» Вайля, так и зонги из самой оперы-пародии. Колоритный мир бывших преступников, ставших преуспевающими буржуа, уличных нищих, небескорыстных полицейских, рискующих ради любви дам лёгкого поведения получит яркую характеристику в оригинальной интерпретации актёра Александра Иванова и оркестрантов Капеллы. Берлин времён Веймарской республики станет связующим звеном к другому произведению второго отделения. Красивым и весьма эффектным финалом вечера станет специально созданная к концерту молодым петербургским композитором Георгием Фёдоровым оркестровая фантазия на темы легендарного мюзикла Джона Кандера «Кабаре». Эта музыка стала основой оскароносного фильма Боба Фосса с неподражаемой Лайзой Минелли и великолепным Джоэлом Греем. Автор и модератор программы – искусствовед Лариса Попкова.