«Моцарт и Сальери»

Концертный зал

12.12.2023 / вт. / 19.00


«Моцарт и Сальери»

2-й концерт Пятого абонемента. Литературно-музыкальная композиция на основе текста «маленькой трагедии» Пушкина и музыки Реквиема Моцарта. При участии актеров Александринского театра Семена Сытника и Владимира Маликова. Солисты, Хор и Симфонический оркестр Капеллы под управлением Владислава Чернушенко. Доступна оплата Пушкинской картой
0+

12 декабря. «Моцарт и Сальери»

2-й концерт Пятого абонемента «Музыка и слово» 

«Моцарт и Сальери»
Литературно-музыкальная композиция на основе текста «маленькой трагедии» А. С. Пушкина и музыки Реквиема В. А. Моцарта

Сальери – Семен Сытник
Моцарт – Владимир Маликов

Хор и Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга
Солисты: Виктория КУЗНЕЦОВА (сопрано), Вероника ДЯГИЛЕВА (меццо-сопрано), Вадим СИЛЕНОК (тенор), Владимир КОЗЕЛОВ (бас)
Дирижер – Владислав ЧЕРНУШЕНКО

Невероятно эмоциональная литературно-музыкальная композиция, основанная на двух гениальных творениях – Реквиеме Моцарта и трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери», уже много лет с огромным успехом исполняется Хором и Симфоническим оркестром Капеллы и артистами Александринского театра. Эти два произведения неизбежно должны были «встретиться» на одной сцене. Соединенные вместе, они производят грандиозное впечатление.

Посмертная слава Антонио Сальери сродни славе Герострата. Однако он вовсе не стремился к такой скандальной известности у потомков. Во многом благодаря трагедии Пушкина реальный исторический образ талантливого, высоко ценимого современниками музыканта и педагога превратился в нарицательное обозначение низкого интригана, коварного завистника и угрюмого убийцы. Страшной фигурой выглядит Сальери в пьесе «Амадей» Петера Шеффера и в одноименном фильме Милоша Формана. Композитор прожил жизнь, полную успехов, разочарований, славы, клеветы, но главное – он служил музыке. Сальери по праву занимает свое место в истории и как незаурядный композитор, и как человек, чрезвычайно много сделавший для австрийской музыкальной культуры. Музыканты, учившиеся у Сальери (в том числе Бетховен), и люди, тесно общавшиеся с ним, не придавали значения слухам об отравлении Моцарта либо активно вставали на защиту оклеветанного старика.

Трагедия Пушкина «Моцарт и Сальери» занимает особое место не только в русской, но и во всей мировой литературе. Хорошо известно, что Пушкин всегда довольно скептически и даже критически относился к сенсациям, сплетням и критике. Можно предположить, что к истории об отравлении Моцарта поэт отнесся не как к достоверному факту, а как к отправному пункту для осуществления замысла своей гениальной трагедии. Для пьесы о губительной зависти, гениальности и злодействе это была блестящая находка. Пушкин демонстрирует осведомленность о фактах биографии Сальери, крайне чуткое восприятие музыки Моцарта, глубокое постижение облика великого композитора. Обратившись к величайшим творениям Моцарта, Пушкин ввел в свою трагедию фрагменты из «Свадьбы Фигаро» и Реквиема. Значительную роль в трагедии играет история возникновения Реквиема, хорошо известная Пушкину. Поэт знал, какими неотвязными были «мысли черные»

Моцарта о своей заупокойной мессе и о приближающейся смерти, вестником которой был «черный человек». Пушкин ничего не говорит о культовом начале Реквиема, его музыку в трагедию он вводит как тему прощания Моцарта с жизнью.