Антология фортепианного концерта. Вечер третий: Брамс, Шуман, Рахманинов

Концертный зал

08.11.2023 / ср. / 19.00


Антология фортепианного концерта. Вечер третий: Брамс, Шуман, Рахманинов

Пятнадцать знаменитых концертов для фортепиано с оркестром в исполнении петербургских пианистов. Симфонический оркестр Капеллы под управлением Александра Чернушенко
6+

8 ноября. Фортепианные концерты

Филармоническое общество Санкт-Петербурга

Антология фортепианного концерта
Вечер третий

БРАМС
Концерт для фортепиано с оркестром № 2 си-бемоль мажор (1880)
Солист – Евгений ИЗОТОВ
ШУМАН
Концерт для фортепиано с оркестром ля минор (1845)
Солистка – Анна ШЕЛУДЬКО
РАХМАНИНОВ
Концерт для фортепиано с оркестром № 2 до минор (1900)
Солист – Александр КАШПУРИН

Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга
Дирижер – Александр ЧЕРНУШЕНКО

Жанр концерта для фортепиано с оркестром не нуждается в особом представлении. Классический фортепианный концерт, рожденный Й. Гайдном, а затем блистательно развитый В. Моцартом и Л. Бетховеном, высшей точки своего развития достиг в творчестве композиторов- романтиков – Брамса,  Листа, Шопена, Сен-Санса, Шумана, Грига и, конечно же, русских гениев – Рубинштейна, Чайковского, Скрябина и, особенно, Рахманинова, создавшего непревзойденные образцы этого любимого публикой симфонического жанра.

Проект «Антология фортепианного концерта» являет собой уникальную попытку представления пятнадцати наиболее известных фортепианных романтических концертов в едином цикле, состоящем из пяти концертных программ, каждая из которых включает в себя исполнение трех сочинений разных авторов.

В программу цикла вошли все (1-й и 2-й) концерты Брамса, Листа и Шопена; 1-й концерт Чайковского, 2-й концерт Сен-Санса, концерты Шумана, Грига и Скрябина, а также четыре концерта (1-й, 2-й, 3-й и «Рапсодия на тему Паганини») Рахманинова. Все пять концертов цикла пройдут в Капелле Санкт-Петербурга с участием Симфонического оркестра Капеллы под управлением народного артиста России Александра Чернушенко в течение октября – декабря текущего года.

Программа третьего вечера подарит слушателям встречу со Вторым концертом Брамса, Вторым концертом Шопена и Вторым концертом Рахманинова.

Концерт № 2 для фортепиано с оркестром си-бемоль мажор Й. Брамса (1833–1897)  был написан спустя 22 года после создания первого концерта. Премьера состоялась в 1881 году в Будапеште. Солировал автор. Концерт был восторженно принят публикой и вскоре прозвучал в Австрии, Германии и Нидерландах. В нарушение традиции в этом концерте не три, а четыре части, среди которых особо выделяется третья часть со знаменитым соло виолончели. Концерт вошел в репертуар практически всех знаменитых пианистов ХХ века.

Концерт для фортепиано с оркестром ля минор Шумана (1810–1856) был написан в 1845 году и стал самым известным произведением этого жанра в немецком романтизме. Интересно, что Шуман трижды – в 1828, 1831 и 1839 годах – приступал к работе над фортепианным концертом, но ни одна из этих попыток не была завершена. Когда же в 1841 году он написал Фантазию для фортепиано с оркестром, его жена, пианистка Клара Вик, предложила ему расширить эту Фантазию до полноценного фортепианного концерта. Тот так и сделал, добавив к Фантазии интермеццо и финал. Премьера состоялась в 1946 году в Лейпциге. Солировала Клара Вик.

Концерт № 2 для фортепиано с оркестром до минор Рахманинова (1873–1943), был написан в 1900 году. Спустя год концерт впервые прозвучал в Москве, причем, дважды. И если при первом исполнении за роялем сидел автор, а оркестром дирижировал его двоюродный брат – известный пианист и дирижер Александр Зилоти, то во второй раз солировал уже Зилоти, а к дирижерскому пульту встал сам Рахманинов. Именно с этим сочинением связано счастливое возвращение композитора к творчеству после тяжелейшей душевной депрессии, вызванной скандальным провалом премьеры его Первой симфонии три года тому назад. В провале был виновен Александр Глазунов, взявшийся продирижировать новым сочинением молодого композитора, не разобравшись толком ни в его музыке, ни в партитуре. Но на Рахманинова это событие подействовало угнетающе. Вернуться к активной композиторской деятельности ему, не в последнюю очередь, помог известный в Москве врач-гипнотизер Владимир Даль, который смог убедить Рахманинова в будущем успехе, и которому автор с благодарностью посвятил свой, едва ли не самый знаменитый ныне фортепианный концерт.

Евгений Изотов окончил Петербургскую консерваторию у Н. Серегиной и Е. Семишиной, и аспирантуру в Париже у М. Рыбицки. Лауреат международных конкурсов. Выступал в лондонском Вигмор-холле, гонконгском Сити-холле, парижском Зале А. Корто, токийском Казальс-холле и Центре искусств Пусана в Южной Корее. Принимал участие в фестивалях во Франции, Италии, Швейцарии, Германии, Финляндии.

Выступления пианиста транслировались английскими и французскими телеканалами. Член петербургского Шопеновского общества. Преподает в Санкт-Петербургской консерватории. Приглашенный профессор университета Пусана (Республика Корея).

Анна Шелудько окончила Петербургскую консерваторию и аспирантуру у В. Вишневского. Лауреат международных конкурсов. Выступала с симфоническими оркестрами филармоний Нагои (Япония) и Масана (Республика Корея), Западногерманского радио, с Молодежным оркестром Мариинского театра и другими коллективами Петербурга. Сотрудничала с дирижерами, в числе которых М. Голиков, И. Дербилов, А. Канторов, Т. Сохиев, К. Ватанабэ.

Была приглашенным профессором частного университета в Пусане (Республика Корея). Преподает в Музыкальном училище им. М.П. Мусоргского и Санкт-Петербургской консерватории.

Александр Кашпурин окончил Петербургскую консерваторию у Т. Загоровской. Учится симфоническому дирижированию у В. Альтшулера. Лауреат многих международных конкурсов в Швеции, Франции, Нидерландах, Словении, Латвии и Литве. Работает на кафедре специального фортепиано в консерватории. Лауреат премии правительства Санкт-Петербурга «Педагогические надежды». Музыкальный руководитель Санкт-Петербургского театра «Реплика». С 2021 года – артист в резиденции Музыкальной капеллы Королевы Елизаветы в Ватерлоо (Бельгия).