Антология фортепианного концерта. Вечер первый: Лист, Сен-Санс, Чайковский

Концертный зал

11.10.2023 / ср. / 19.00


Антология фортепианного концерта. Вечер первый: Лист, Сен-Санс, Чайковский

Пятнадцать знаменитых концертов для фортепиано с оркестром в исполнении петербургских пианистов. Симфонический оркестр Капеллы под управлением Александра Чернушенко и Ивана Столбова
6+

11 октября. Фортепианные концерты

Филармоническое общество Санкт-Петербурга

Антология фортепианного концерта
Вечер первый

ЛИСТ
Концерт для фортепиано с оркестром № 1 ми-бемоль мажор (1849)
Солист – Александр ПИРОЖЕНКО
СЕН-САНС
Концерт для фортепиано с оркестром № 2 соль минор (1862)
Солистка – Ника МЕЛЬНИКОВА
ЧАЙКОВСКИЙ
Концерт для фортепиано с оркестром № 1 си-бемоль минор (1874-1875)
Солист – Олег ВАЙНШТЕЙН

Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга
Дирижеры: Александр ЧЕРНУШЕНКО, Иван СТОЛБОВ

Жанр концерта для фортепиано с оркестром не нуждается в особом представлении. Классический фортепианный концерт, рожденный Й. Гайдном, а затем блистательно развитый В. Моцартом и Л. Бетховеном, высшей точки своего развития достиг в творчестве композиторов- романтиков – Брамса,  Листа, Шопена, Сен-Санса, Шумана, Грига и, конечно же, русских гениев – Рубинштейна, Чайковского, Скрябина и, особенно, Рахманинова, создавшего непревзойденные образцы этого любимого публикой симфонического жанра.

Проект «Антология фортепианного концерта» являет собой уникальную попытку представления пятнадцати наиболее известных фортепианных романтических концертов в едином цикле, состоящем из пяти концертных программ, каждая из которых включает в себя исполнение трех сочинений разных авторов.

В программу цикла вошли все (1-й и 2-й) концерты Брамса, Листа и Шопена; 1-й концерт Чайковского, 2-й концерт Сен-Санса, концерты Шумана, Грига и Скрябина, а также четыре концерта (1-й, 2-й, 3-й и «Рапсодия на тему Паганини») Рахманинова. Все пять концертов цикла пройдут в Капелле Санкт-Петербурга с участием Симфонического оркестра Капеллы под управлением народного артиста России Александра Чернушенко в течение октября – декабря текущего года.

В качестве солистов выступят: М. Бенедиктов, О. Вайнштейн (дважды), Е. Изотов, А. Калмыков, А. Кашпурин, П. Лаул, Н. Лисанова, Н. Мажара, Н. Мельникова, А. Пироженко, П. Райкерус, С. Соловьев, А. Шелудько и Е. Украинская.

В программе первого вечера прозвучат Первый концерт Листа, Второй концерт Сен-Санса и Первый концерт Чайковского.

Концерт № 1 для фортепиано ми-бемоль мажор Ф. Листа (1811–1886)  был написан в 1849 году, хотя работа над ним началась еще в 1830-м. Премьера состоялась в 1855-м. Солировал сам Лист, а за дирижерским пультом стоял Гектор Берлиоз. Особенностью концерта является его одночастность, условно разделяющаяся на четыре раздела, исполняемые без перерыва.

Концерт № 2 для фортепиано с оркестром соль минор К. Сен-Санса (1835–1921), написанный в 1862 году, является самым популярным из пяти фортепианных концертов, созданных композитором. Поводом к написанию этого концерта, созданного за 17 дней, явилось тесное сотрудничество с Антоном Рубинштейном, с которым Сен-Санс не раз выступал как дирижер. У музыкантов возникла идея поменяться ролями, чтобы Сен-Санс выступил как солист, а Рубинштейн как дирижер. Что и произошло на парижской премьере в зале Плейель. Любопытно, что один из самых благожелательных отзывов об этом сочинении дал П.И. Чайковский.

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром Чайковского (1840–1893) был написан в 1874-75 годах, и первоначально посвящен Николаю Рубинштейну – брату Антона Рубинштейна, пианисту и директору Московской консерватории. Но тому Концерт не понравился, и он отказался его исполнять, сопроводив свой отказ рядом спорных замечаний. Уязвленный Чайковский решительно не согласился с Рубинштейном, снял посвящение и отослав рукопись немецкому пианисту Гансу фон Бюлову, который и исполнил его впервые в 1875 году в Бостоне.

Вскоре концерт прозвучал и в России – в Петербурге его исполнил Густав Кросс (за дирижерским пультом стоял Эдуард Направник), а в Москве – композитор и пианист Сергей Танеев. Причем, оркестром дирижировал Николай Рубинштейн, успевший пересмотреть свое отношение к Концерту и впоследствии не раз с большим успехом исполнявший его как пианист. Нотный текст концерта претерпел три редакции. Одну из них все же сделал сам композитор, вторую знаменитый нотоиздатель Петр Юргенсон, а третью – пианист Александр Зилоти, в которой, как правило, и звучит сегодня это сочинение.

Александр Пироженко окончил Петербургскую консерваторию у А. Сандлера, учился в Высшей школе музыки в Ганновере у А. Варди. Лауреат международных конкурсов. Выступал в залах Корто и ЮНЕСКО в Париже, нью-йоркском Линкольн-центре, вашингтонском Кеннеди-центре, амстердамском Концертгебау. Сотрудничал с Заслуженным коллективом России академическим симфоническим оркестром Филармонии, оркестром Мариинского театра, Уэльским национальным оркестром Би-би-си, Филармоническим оркестром Северо-Западной Германии, оркестрами Италии, Франции, США. Работает в Институте музыки, театра и Хореографии РГПУ имени А.И. Герцена.

Ника Мельникова окончила Петербургскую консерваторию у Т. Загоровской и ассистентуру-стажировку у Л. Зайчика. Концертную деятельность начала в 10-летнем возрасте. Сольно и в составе ансамблей выступала в России, Германии, Швейцарии, Литве, Эстонии, Хорватии, Японии. Принимала участие в музыкальных фестивалях в Германии и России. Выступления пианистки транслировались по Баварскому радио.

Олег Вайнштейн окончил Петербургскую консерваторию у Т. Загоровской. Лауреат конкурса имени Шопена в Германии, международного конкурса пианистов во Франции. Сотрудничает с ведущими дирижерами, в числе которых Л. Кремер, А. Титов, А. Чернушенко. Ф. Мастранджело, П. Феранец, П. Балефф, В. Петренко. Гастролировал в городах России, многих стран Европы, Израиля, ОАЭ, Мексики, Китая. Почетный член Санкт-Петербургских музыкальных обществ – Филармонического и Шопеновского. Доцент Петербургской консерватории. Лауреат премии правительства Санкт-Петербурга «Надежда России».