Пасхальная драма «Царь Иудейский»

Концертный зал

19.04.2023 / ср. / 19.00


Пасхальная драма «Царь Иудейский»

3-й концерт Четвертого абонемента. Солисты, Хор и Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга под управлением Владислава Чернушенко. Доступна оплата Пушкинской картой
0+

19 апреля. «Музыка и слово»

3-й концерт Четвертого абонемента «Музыка и слово»

К. Р.
«Царь Иудейский», пасхальная драма
Музыка А. К. Глазунова
ЛЬВОВ
Фантазия на русские темы для скрипки, мужского хора и оркестра
Солист – Николай АНДРЕЕВ
ЛИСТ
Симфоническая поэма «Прелюды»

Солисты, Хор и Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга
Чтец – Николай МАРТОН
Дирижер – Владислав ЧЕРНУШЕНКО

В конце 1911 года известный всей России поэт, пишущий под псевдонимом К. Р., начал работу над пьесой «Царь Иудейский» о последних днях земной жизни Иисуса Христа. Под псевдонимом К. Р. публиковался двоюродный дядя Николая II, великий князь Константин Константинович Романов (1858–1915) – поэт, писатель, переводчик, музыкант, общественный деятель, военачальник. Поэзия К. Р. была очень популярна. Однако Священный Синод запретил постановку пьесы. По счастью, пьесу опубликовали, и она стала самым значительным произведением в творчестве К. Р. С разрешения Николая II в 1914 году в Эрмитажном театре была осуществлена любительская постановка «Царя Иудейского», музыку к которой написал Александр Глазунов. В 1917 году, уже после смерти автора, пьеса была с огромным успехом поставлена в Театре Незлобина. В 1918 году она была запрещена, а вскоре лег запрет и на все наследие К. Р.

В 1848 году Ференц Лист отказался от гастрольной деятельности и занял должность придворного капельмейстера в Веймаре. Оттачивая свое мастерство дирижера, оркестровщика и композитора, Лист создал в этот период жизни значительный пласт своего наследия. «Прелюды», премьера которых состоялась в 1854 году, были первым произведением, получившем подзаголовок «симфоническая поэма». Это был новый жанр, созданный Листом. Композитор дал название новому сочинению в честь одноименного стихотворения известного французского поэта Альфонса Ламартина. Но изначально автор вдохновлялся стихотворением Жозефа Отрана «Четыре стихии»: в 1844-45 годах Лист начал работу над увертюрой «Размышление», которую затем неоднократно перерабатывал. Несмотря на двойственное происхождение «Прелюдов», их музыка до сих пор пленяет слух и воображение слушателей. Первое исполнение состоялось в Веймаре 23 февраля 1854 года под управлением автора. Хотя отзывы критиков после премьеры были неоднозначными, этот шедевр Листа стал самым известным произведением из всех его симфонических поэм.

Алексей Львов (1798-1870) – композитор, скрипач-виртуоз, великолепный организатор профессионального музыкального образования, управляющий Придворной певческой капеллой с 1837 по 1861 год. В историю русской музыкальной культуры Львов вошел в основном как духовный композитор и автор гимна Российской империи «Боже, царя храни!». Служебное положение не позволяло Алексею Федоровичу участвовать в публичных концертах. Поэтому он музицировал только в кружках, салонах, на придворных и благотворительных вечерах, но и этих выступлений хватило, чтобы Львов прославился как выдающийся скрипач. В 1840 году он концертировал в лейпцигском Гевандхаусе и под управлением Мендельсона исполнял его Скрипичный концерт. Слышавший Львова в этом концерте Шуман писал: «...если в России играют так, как господин Львов, то всем нам надо ехать в Россию не учить, а учиться».