«Россия и Европа. Диалог музыкальных культур»

Концертный зал

05.11.2022 / сб. / 19.00


«Россия и Европа. Диалог музыкальных культур»

Программа с участием солистов Симфонического оркестра Капеллы. Капельмейстер – Николай Андреев. Доступна оплата Пушкинской картой
0+

5 ноября. Оркестр Капеллы

«Россия и Европа. Диалог музыкальных культур»

I отделение
ВИВАЛЬДИ
Концерт для двух валторн фа мажор, RV 538
Солисты: Тарас НАУМЕНКО, Семён ЧЕСНОКОВ
И.С. БАХ
Концерт для скрипки, струнных и баса континуо № 1 ля минор, BWV 1041
Солист – Николай АНДРЕЕВ
ВАГЕНЗЕЛЬ
Концерт для тромбона ми-бемоль мажор
Солист – Дмитрий КРЫЛОВ
МЕНДЕЛЬСОН
Концертштюк для двух кларнетов № 1 фа минор, ор. 113
Солисты: Антон ДЕРЕЗА, Виктор ИРШАИ

Партия клавесина – Михаил БЛЕХЕР
Наталья НЕСКОРОМНАЯ (бассо континуо)

II отделение
АРЕНСКИЙ
Вариации на тему Чайковского
ЧАЙКОВСКИЙ
Серенада для струнного оркестра

Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга
Капельмейстер – Николай АНДРЕЕВ

В «Серенаде для струнного оркестра» Чайковский отдал дань уважения Моцарту. Петр Ильич преклонялся перед его музыкой и серьезно изучал ее. Как признавался композитор: «…с каким наслаждением я бы мог заняться монографией о Моцарте». Чайковский крайне высоко оценивал «Серенаду» и очень ее любил. Первое исполнение в публичном концерте состоялось 18 (30) октября 1881 года в Санкт-Петербурге под управлением Эдуарда Направника. Произведение посвящено немецкому виолончелисту и дирижеру Карлу Карловичу Альбрехту. В 1915 году Михаил Фокин осуществил в Мариинском театре постановку балета «Эрос» на музыку «Серенады». В 1934 году Джордж Баланчин поставил в Нью-Йорке одноактный балет «Серенада».

Иоганн Себастьян Бах был известен как органист-виртуоз, но также он был очень искусным скрипачом. Сын Баха Карл Филипп Эммануэль вспоминал о своем отце: «С юности до довольно преклонного возраста он играл на скрипке чисто и проникновенно». Бах подарил скрипачам серию шедевров. Оркестровая музыка редко была в центре внимания его творчества. С 1717 по 1723 год он отвечал за светскую музыку при дворе Кётена, но доступный ему там инструментальный ансамбль из тринадцати человек не соответствовал тому, что мы могли бы назвать оркестром. Только после переезда в Лейпциг у Баха появилась постоянная потребность в концертном репертуаре. В Первом скрипичном концерте мы видим, как Бах впитал принципы итальянских концертов, которые оказали огромное влияние на музыку позднего барокко.

Антонио Вивальди создал огромное количество произведений для скрипки, но был явно очарован возможностями, которые предоставляют другие инструменты. Его Концерт для двух валторн вызывает в воображении картины природы и охоты, звуки охотничьих рожков. Сольные партии в концерте виртуозны, звучание валторн очень необычно. Это одно из самых своеобразных сочинений Вивальди, которое, несомненно, доставит большое удовольствие слушателям.