Музыка «Русских сезонов» Сергея Дягилева: Прокофьев, Римский-Корсаков

Концертный зал

09.04.2022 / сб. / 19.00


Музыка «Русских сезонов» Сергея Дягилева: Прокофьев, Римский-Корсаков

3-й концерт Четвертого абонемента. Концерты абонемента воссоздают в миниатюре музыкальную панораму «Исторических русских концертов» и «Русских сезонов» Дягилева 1908–1927 годов. Доступна оплата Пушкинской картой
0+

9 апреля. «Русские сезоны» Дягилева

3-й концерт Четвертого абонемента «Дягилев. 150»

ПРОКОФЬЕВ
«Стальной скок», сюита из балета
Концерт для фортепиано с оркестром № 1
Солист – Илья ЧИРСКОВ
РИМСКИЙ-КОРСАКОВ
Симфоническая сюита «Шехеразада»

Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга
Дирижер – Александр ЧЕРНУШЕНКО

Концертом 9 апреля Симфонический оркестр Капеллы завершает специальный абонемент, посвященный 150-летнему юбилею выдающегося импресарио Сергея Дягилева. Любителям задорной полемики с классическими канонами предназначены Концерт № 1 для фортепиано с оркестром Сергея Прокофьева и музыка к его конструктивистскому балету «Стальной скок». Симфоническая сюита «Шехеразада» напомнит о триумфальной постановке, осуществленной Михаилом Фокиным и Львом Бакстом на музыку Н. А. Римского-Корсакова в Париже в 1910 году.

«Шехеразада» — идеальное воплощение восточной темы, которая была столь любима русскими композиторами. Сюита была написана в 1888 году по мотивам собрания арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Сюита состоит из четырех частей, каждая из которых изначально имела свое название: «Море и Синдбадов корабль», «Фантастический рассказ царевича Календера», «Царевич и царевна», «Багдадский праздник. Море. Корабль разбивается о скалу с медным всадником. Заключение». Но впоследствии Римский-Корсаков снял эти названия, не желая отождествлять части произведения с конкретными сказками Шехеразады. Сюита погружает нас в атмосферу звучания восточной музыки с ее характерными интонациями и волшебными тембрами, воссоздающими сказочный музыкальный колорит.

* * *

В 1925 году Дягилев заказал Сергею Прокофьеву «большевицкий» балет. Идея подобной постановки в стиле конструктивизма родилась на фоне возрастающего в Европе интереса к Советской России. Композитор увидел в этом возможность отобразить в музыке не идеологические установки партии большевиков, а своеобразную романтику советской индустриализации — новую реальность, приходящую на смену старой крестьянской Руси. Либретто было написано Прокофьевым совместно с художником Георгием Якуловым. «Я был удовлетворен двусмысленностью сюжета: не разберешь, в пользу ли большевиков он или против них, т. е. как раз то, что требуется. Якулов немного боялся, не обидел бы такой сюжет Москву, ибо ему надо было туда возвращаться, однако соглашался», — писал Прокофьев.

Дягилев назвал балет Le Pas d’Acier — «Стальное па». Ироничное русское название «Стальной скок» придумал Прокофьев. Премьера состоялась 7 июня 1927 года в парижском Театре Сары Бернар.