Музыка «Русских сезонов» Сергея Дягилева: Мусоргский, Стравинский

Концертный зал

26.03.2022 / сб. / 19.00


Музыка «Русских сезонов» Сергея Дягилева: Мусоргский, Стравинский

2-й концерт Четвертого абонемента. Концерты абонемента воссоздают в миниатюре музыкальную панораму «Исторических русских концертов» и «Русских сезонов» Дягилева 1908–1927 годов
0+

26 марта. «Русские сезоны» Дягилева

2-й концерт Четвертого абонемента «Дягилев. 150»

МУСОРГСКИЙ
Сцены из опер «Борис Годунов», «Хованщина»
СТРАВИНСКИЙ
«Жар-птица», музыка балета

Солисты, Хор и Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга

Оперой «Борис Годунов» с блестящими солистами Федором Шаляпиным, Владимиром Касторским, Дмитрием Смирновым, Наталией Ермоленко-Южиной открылись первые оперные «Русские сезоны» в Париже в 1908 году. Сергей Дягилев вместе с Александром Бенуа стремились создать максимально реалистическую постановку народной драмы Мусоргского. Дягилев разыскивал по русским деревням аутентичные старинные костюмы, украшения и предметы обихода. Постановка произвела настоящий фурор и вызвала бешеный восторг аудитории. Музыка Мусоргского приобрела большую популярность во Франции, а Шаляпин, феноменально исполнивший партию Бориса Годунова, стал настоящим кумиром как для публики, так и для европейских оперных исполнителей.

В 1913 в рамках «Русских сезонов» была осуществлена постановка «Хованщины» с Шаляпиным, исполнившим партию Досифея.

В концерте также прозвучит колоритная оркестровая сюита из балета Стравинского «Жар-птица», созданного специально для антрепризы Дягилева. Первоначально Дягилев обратился к Анатолию Лядову, но затем отдал заказ молодому композитору Игорю Стравинскому, который воспринял как большую честь возможность работать с «Русским балетом».

«Не хватало балета из русской жизни или на тему русской сказки, — писал хореограф балета Михаил Фокин. — Мы (Дягилев, группа художников и я) стали искать сюжеты. Лучшие литературные обработки русской сказки были уже использованы для сцены (главным образом Римским-Корсаковым в его операх). Все образы народной фантазии уже пошли на сцену. Только образ Жар-птицы остался еще неиспользованным, а между тем Жар-птица — самое фантастическое создание народной сказки и вместе с тем наиболее подходящее для танцевального воплощения. Но нет такой сказки о Жар-птице, которая бы целиком подошла к балету. Я взялся соединять различные народные сказки и сочинил по ним балетное либретто».