Концерта для фагота и Stabat Mater Россини

Концертный зал

26.02.2022 / сб. / 19.00


Концерта для фагота и Stabat Mater Россини

4-й концерт Второго абонемента «Хор и Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга». При участии Родиона Толмачева (фагот). Дирижер – Александр Чернушенко
0+

26 февраля. Stabat Mater Россини

4-й концерт Второго абонемента «Хор и Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга»

РОССИНИ
Концерт для фагота с оркестром
Солист – Родион ТОЛМАЧЁВ
Stabat Mater для солистов, хора и оркестра

Солисты, Хор и Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга
Дирижер – Александр ЧЕРНУШЕНКО

Stabat Mater — одна из вершин творчества Россини. Это духовное песнопение, рассказывающее о страданиях Богоматери у креста распятого Сына и традиционно исполняющееся в Страстную пятницу. Но композитор настолько сблизил это песнопение с оперой, что немецкие критики, например, утверждали, что оно слишком «земное» и совсем не «духовное». Произведение было написано по заказу архидьякона Мадрида Мануэля Фернандеса Варелы. Но Россини поставил условие: произведение останется неизданным, а исполняться будет лишь по заказу архидьякона. Премьера Stabat Mater состоялась в Париже в январе 1842 года.

Пресса восторженно приветствовала новый шедевр. Парижские критики писали: «Выражение „блистательная музыка“ невольно приходило на уста каждому слушателю»; «С тех пор как была исполнена в Париже оратория Гайдна „Сотворение мира“, я не помню, чтобы мне довелось присутствовать на более торжественном, более впечатляющем и более прекрасном концерте…» Генрих Гейне писал: «Stabat Mater Россини — самое необыкновенное событие минувшего сезона… Ощущение бесконечного исходило от всего произведения, словно сияние голубого неба, словно величие моря. Вот в чем вечная прелесть Россини, его светлая нежность, которую никто никогда не мог, я не говорю — нарушить, испортить, — но даже омрачить… Сердце Россини сберегло свою мелодическую прелесть, хотя ему вдоволь пришлось испить из горькой чаши житейского горя».

* * *

Родион Толмачёв, еще будучи студентом консерватории, прошел по конкурсу в оркестр Мариинского театра на должность артиста группы фаготов, с 2004 — солист группы. В составе оркестра участвует в международных фестивалях, зарубежных гастролях театра и записях на лейбле Mariinsky. С 2010 — приглашенный участник Всемирного оркестра мира под управлением Валерия Гергиева. Лауреат Всероссийского конкурса исполнителей на духовых инструментах имени Н. А. Римского-Корсакова (Санкт-Петербург, 2000) — I премия; Международного конкурса квинтетов Германской телерадиокомпании ARD (Мюнхен, 2001) — III премия в составе духового квинтета Мариинского театра; Международного конкурса исполнителей на духовых и ударных инструментах (Токио, 2007) — Гран-при; Международного конкурса гобоистов и фаготистов имени Фернана Жилле и Хьюго Фокса (Прово, США, 2008) — I премия. Игре на фаготе обучался в Андижанском профессиональном колледже искусств (Узбекистан), с 1996 — в Ташкентской консерватории. В 1998 поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию (класс профессора Кирилла Соколова), по окончании которой совершенствовал мастерство в Ганноверской высшей школе музыки у профессоров Дага Йенсена и Уле Кристиана Даля, а в 2008—2011 — в ассистентуре-стажировке Санкт-Петербургской консерватории.