Рапсодия на тему Паганини и «Колокола» Сергея Рахманинова

Концертный зал

11.12.2021 / сб. / 19.00


Рапсодия на тему Паганини и «Колокола» Сергея Рахманинова

2-й концерт Второго абонемента «Хор и Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга». Дирижер – Александр Чернушенко. Доступна оплата Пушкинской картой
0+

11 декабря. «Колокола» Сергея Рахманинова

2-й концерт Второго абонемента «Хор и Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга»

Уважаемые слушатели! С 30 октября вход на концерты в Капелле осуществляется по QR-кодам. Правила посещения

РАХМАНИНОВ
Рапсодия на тему Паганини, op. 43
Солист – Илья ЧИРСКОВ
«Колокола», поэма для хора, солистов и оркестра
Солисты: Екатерина ЗАВАЦКАЯ (сопрано), Олег ТРОФИМОВ (тенор), Петр МИГУНОВ (бас)

Хор и Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга
Дирижер – Александр ЧЕРНУШЕНКО

После того как Рахманинов покинул Россию в 1917 году, за оставшиеся двадцать пять лет своей жизни он написал только шесть произведений. Летом 1934 года на своей вилле в Швейцарии композитор за полтора месяца завершил Рапсодию на тему Паганини, которая наконец смогла повторить успех его более ранних произведений. Подобно Брамсу и Листу, Рахманинов был вдохновлен музыкой гениального скрипача Никколо Паганини. Простая тема двадцать четвертого каприса Паганини стала символом виртуозной техники, вдохновляя поколения композиторов использовать ее в качестве основы для своих собственных сложных вариаций. Рахманинов сочинил концертное произведение для фортепиано с оркестром, состоящее из 24 вариаций на эту тему. Премьера состоялась в Балтиморе 7 ноября 1934 в сопровождении Филадельфийского оркестра под управлением Леопольда Стоковского. Партию фортепиано исполнил автор. Оглушительный успех произведения ошеломил и самого Рахманинова. С тех пор Рапсодия на тему Паганини стала краеугольным камнем фортепианного репертуара.

Большую часть своего детства Рахманинов провел в деревне. Его детские воспоминания и впечатления были связаны со звоном церковных колоколов. В 1913 году молодая виолончелистка Мария Данилова анонимно прислала Рахманинову стихотворение Эдгара Аллана По «Колокола» в вольном переводе Константина Бальмонта. Вдохновленный Рахманинов избрал для своего сочинения весьма необычную форму. Серебряные колокольчики, свадебные колокола, набат и погребальный колокол в его музыке показывают весь жизненный путь человека — от светлой, полной радостных надежд юности до кончины. «Колокола» были впервые исполнены 30 ноября (13 декабря) 1913 года в Петербурге хором, солистами и оркестром Мариинского театра под управлением автора.