18-я Неделя Германии в Санкт-Петербурге

Концертный зал

24.04.2021 / сб. / 19.00


18-я Неделя Германии в Санкт-Петербурге

Второй концерт фестивального диптиха «Немецкие музыканты в городе на Неве», посвящённый Году Германии в России. Концерты абонемента «Вокруг света с немецкими музыкантами» проходят при поддержке немецкого благотворительного фонда Gartow
0+

24 апреля. Немецкие музыканты

5-й концерт Шестого абонемента «Вокруг света с немецкими музыкантами»

«Музыканты Саксонии в Петербурге»

БЕТХОВЕН
Увертюра «Эгмонт»
РЕЙХЕ
Концерт для тромбона с оркестром № 2
ГЛИЭР
Концерт для арфы с оркестром
(I часть)
Гимн великому городу
МЕНДЕЛЬСОН
Концертштюк для двух кларнетов
БЁМЕ
Русский танец для трубы с оркестром
БРАСЛАВСКИЙ
Фантазия на темы песен И. Дунаевского

Солисты: Дмитрий КРЫЛОВ (тромбон), Екатерина МИРОН (арфа), Андрей САМАРИН (труба), Виталий ПАПЫРИН (бассетгорн), Антон ДЕРЕЗА (кларнет), Виктор ИРШАИ (кларнет)
Адмиралтейский оркестр Ленинградской военно-морской базы
Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга
Дирижеры: Никита ИГНАТОВ, Иван СТОЛБОВ

В апреле Международный оркестровый институт Капеллы в сотрудничестве с Немецким благотворительным фондом Gartow и Фондом поддержки и развития русско-немецких отношений «Русско-немецкий центр встреч» представляет масштабный проект, посвящённый Году Германии в России. При поддержке Института Гёте и Генерального консульства ФРГ в Санкт-Петербурге создана интереснейшая выставка «Немецкие музыканты в городе на Неве». На основе уникальных архивных материалов в ней представлены немецкие музыканты, которые рука об руку с русскими собратьями по искусству формировали с середины XIX века неповторимый духовный облик северной столицы и стали основоположниками российских инструментальных школ. В процессе исторических событий XX века их имена оказались забытыми или осознанно вытесненными из музыкальной памяти Петербурга-Петрограда-Ленинграда. Предлагаемая выставка и приуроченные к ней оркестровые концерты 21 и 24 апреля восстанавливают историческую «связь времён» и восполняют наше представление о родном городе, вместившем «чужие гении в душе своей, как родные» и проявившем «всемирность стремления русского духа» (Ф. Достоевский).

Концерт 24 апреля пройдёт в рамках 18 Недели Германии в Петербурге, посвящённой федеральной земле Саксония. После торжественного открытия выставки «Немецкие музыканты в городе на Неве» публику ожидает встреча с музыкой нескольких уроженцев Саксонии, избравших на рубеже XIX-XX веков Россию свои музыкальным отечеством. Откроет концерт увертюра «Эгмонт» Л. ван Бетховена, эмоционально настраивающая на восприятие драматических судеб героев программы. В исполнении Дмитрия Крылова прозвучит Концерт № 2 для тромбона с оркестром Евгения Рейхе. Блестящий солист-оркестрант Императорского Петербурга, лидер легендарного квартета тромбонов Мариинского театра, великолепный педагог консерватории, он внёс неоценимый вклад в развитие петербургской-ленинградской школы тромбона. К сожалению, продолжившийся в Советской России яркий творческий путь Рейхе был трагически прерван Великой Отечественной войной. Сосланный в Среднюю Азию, лишённый доброго имени и средств к существованию, тромбонист умер в 1946 году, оставив заметный след в музыкальной жизни Санкт-Петербурга и достойные музыкальные партитуры.

В начале XX века на музыкальном небосклоне Петербурга ярко взошла звезда саксонского виртуоза-корнетиста и композитора Оскара Бёме. Именно он на закате романтической эпохи создал Концерт ми минор, ставший единственным полноценным образцом этого жанра у трубачей. Блестящая карьера музыканта в России развивалась по восходящей до революций 1917 года, отчётливо разделивших его жизнь на «до» и «после». Перенеся все тяготы гражданской войны и разрухи, Оскар Бёме стал жертвой политических репрессий сталинского режима. Расстрелянный в Оренбурге в 1938 году, он будет реабилитирован посмертно в 1989 году, а спустя полтора десятилетия начнётся подлинный ренессанс его творчества. В программу 24 апреля вошла одна из самых ярких пьес Бёме – Русский танец в исполнении солиста оркестра Капеллы Андрея Самарина.

Жизнь Рейнгольда Глиэра (чьи предки также были выходцами из Саксонии) сложилась в СССР, напротив, самым счастливым образом. Старший современник Бёме и Рейхе родился уже в Российской Империи. Скрипач, композитор, дирижёр, прошедший колоссальную школу в Киеве, Москве и Германии, он к 30-ти годам занял одну из ведущих позиций в музыкальной жизни Москвы, а затем и в советской музыкальной культуре. Наследник великих традиций русской классики, музыкант-просветитель, Глиэр стал основоположником советского балета, создал множество оперных, симфонических и концертных опусов. В интерпретации солистки оркестра Капеллы Екатерины Мирон прозвучит 1-я часть Концерта для арфы с оркестром (1938). Партитура посвящена великолепной Ксении Эрдели – примадонне советской школы арфы, достойной наследнице традиций, заложенных в Петербурге немцами Альбертом Цабелем и Екатериной Вальтер-Кюне. Мелодическая щедрость и оркестровое богатство этой музыки характерны для Глиэра – большого мастера, которому поэт Вячеслав Иванов присвоил титул «волшебств владыка мусикийский».

Немецких музыкантов Петербурга и звучащую атмосферу невских берегов трудно представить без духового ансамблевого и оркестрового исполнительства. Участие в концерте Адмиралтейского оркестра Ленинградской военно-морской базы под управлением молодого дирижёра Никиты Игнатова придаст неповторимый колорит музыкально-исторической картине, и дополнит её особыми жанровыми штрихами. Помимо Русского танца Оскара Бёме этот коллектив высочайшего уровня поддержит солистов Антона Дерезу и Виктора Иршаи в виртуозном Концертштюке для 2-х кларнетов Ф. Мендельсона, познакомит публику с музыкой Германа Флиге – одного из первых капельмейстеров созданного Александром III Придворного музыкантского хора (оркестра). А эффектная в своём блеске Фантазия Д. Браславского на темы песен И. Дунаевского окажется многозначным символом советской эпохи, в которой так по-разному сложились судьбы немецких музыкантов.

При поддержке: