21 апреля.
Год Германии в России
ВАГНЕР
Увертюра к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры»
БРУНС
Концерт № 2 для фагота с оркестром
МАУРЕР
Концерт для скрипки с оркестром, op. 58 (2-я и 3-я части в оркестровой версии Н. Андреева)
МОЦАРТ
Симфония ре мажор № 35 «Хаффнеровская»
Солисты: Родион ТОЛМАЧЕВ (фагот), Николай АНДРЕЕВ (скрипка)
Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга
Дирижер – Иван СТОЛБОВ
Уважаемые зрители!
Информируем вас о замене данным концертом дважды переносимого концерта 25 апреля 2020 года Шестого абонемента «Вокруг света с немецкими музыкантами» сезона 2019/2020. Билеты действительны. Уверены, что познавательная программа, великолепные дирижер и солисты русско-немецкой исполнительской школы обеспечат равноценную замену. Прекрасным бонусом слушателям станет сопровождающая концерт выставка.
В апреле Международный оркестровый институт Капеллы Санкт-Петербурга в сотрудничестве с немецким благотворительным Фондом Gartow и Фондом поддержки и развития русско-немецких отношений «Русско-немецкий центр встреч» представляет масштабный проект, посвященный Году Германии в Российской Федерации. В его рамках 21 и 24 апреля состоятся два концерта Симфонического оркестра Капеллы, а также откроется интереснейшая выставка «Немецкие музыканты в городе на Неве», созданная при поддержке Института Гёте и Генерального консульства ФРГ в Санкт-Петербурге. Программы двух концертов включают неизвестные произведения представляемых выставкой музыкантов и сочинения немецких композиторов-корифеев, звучавшие на невских берегах.
Людвиг Маурер — скрипач, композитор, дирижер — был одной из замечательных фигур в музыкальной жизни Петербурга 1830-1870 годов. Критика того времени справедливо причислила его к «последним из могикан времен Бетховена, Шпора, Спонтини, Керубини; когда концертировали Виотти, Ромберг, Роде, певицы Мара и Тоди; когда не было еще ни Глинки, ни Даргомыжского и наше музыкальное искусство только зарождалось». С Императорской Придворной певческой капеллой Людвига Маурера прочно связала тридцатилетняя дирижерская деятельность в симфонических программах Концертного общества. А его талантливый сын, концертмейстер Итальянской оперы Петербурга Всеволод Маурер, был долгие годы одним из лучших педагогов инструментальных классов Капеллы. Их нынешний коллега, солист оркестра Капеллы Николай Андреев, оркестровал две части одного из лучших скрипичных концертов немецкого маэстро. Публику ожидает встреча с музыкой мелодически щедрой и виртуозно-эффектной.
Виктор Брунс — композитор с драматической биографией, его петербургская судьба формировалась в период между двумя страшными мировыми войнами. Отменный фаготист и композитор, сложившийся в городе на Неве, но прославивший ГДР, он создал прекрасную сольную и ансамблевую литературу для фагота. В интерпретации великолепного петербургского солиста Родиона Толмачева прозвучит произведение необычайного смыслового разнообразия и игрового темперамента.
Завершит концерт искрометная симфония «Хаффнер» Моцарта, звучавшая под сводами Капеллы в дирижерском прочтении отца и сына Мауреров. А откроет программу увертюра к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры» Вагнера — символический жест в адрес немецких мастеровых русской музыкальной культуры. Неиссякаемость богатейших и столь плодотворных русско-немецких музыкальных связей подчеркивается и тем, что дирижер концерта Иван Столбов (как и солист Родион Толмачев) в свое время был одним из самых талантливых стипендиатов Фонда Gartow, его музыкантский облик во многом сформировался в период профессиональных стажировок в Германии. Публика, несомненно, отметит в манере дирижера сочетание углубленного концептуализма, тонкой детализации в прочтении партитур с живой эмоциональностью интерпретации.
На выставке «Немецкие музыканты в городе на Неве» на основе уникальных архивных материалов представлены немецкие музыканты, которые рука об руку с русскими собратьями по искусству формировали с середины XIX века неповторимый духовный облик Cеверной столицы и стали основоположниками российских инструментальных школ. В процессе исторических событий XX века их имена оказались забытыми или осознанно вытесненными из музыкальной памяти Петербурга–Петрограда–Ленинграда. Предлагаемая выставка и приуроченные к ней оркестровые концерты 21 и 24 апреля восстанавливают историческую «связь времен» и восполняют наше представление о родном городе, вместившем, по словам Достоевского, «чужие гении в душе своей, как родные» и проявившем «всемирность стремления русского духа».