Выставка работ Сергея Андреева «Псков» пройдет в галерее Капеллы с 9 по 25 февраля
Какой он, Псков?
Как в летописях – неприступная крепость на русском рубеже?
Как в старых преданиях – вечевая вольница?
Как в рисунках-реконструкциях Ю.П. Спегальского – нарядный и живописный?
У каждого он свой.
Первое впечатление от увиденного остаётся на всю жизнь. Так сложились и мои отношения со Псковом.
Впервые я увидел Псков в 1971 году, когда студентом архитектурного факультета ЛИСИ приехал на летнюю ознакомительную практику, чтобы рисовать, «изучать архитектурное наследие» и раскапывать средневековые руины в помощь реставраторам.
Выросшего среди строгой питерской классики второкурсника очаровала псковская простая архитектура, церквушки, что встречались совершенно неожиданно в разных концах города в бесчисленном количестве, их белые лепные стены, главки, скромно украшенные ожерельями псковского орнамента-бегунца, невиданные мощные звонницы, полуразрушенные крепостные сооружения. От всего этого веяло древностью, величием и, вместе с тем, каким-то уютом.
Простор реки Великой с огромным, подстать ему, Троицким собором, с Мирожским монастырём, миражом возникающем на противоположном берегу – сменялись тихими уютными улицами с зарослями малины, со странными крыльцами древних палат, глухим берегом Псковы, заполненной лодками и шумящей по камням у Гремячей башни.
Время безжалостно изменило город.
Застраиваются набережные, перегорожена плотиной Пскова, высотки обступают старый город, изменились любимые уголки... Исчез и неповторимый псковский цокающий говор.
Но, как бы не менялся город, приезжая, продолжаешь смотреть на него из того давнего далека, теми же восторженными глазами, отсекая всё, искажающее первое впечатление, сосредотачиваясь на деталях, неизменившихся во времени, оставляя за кадром всё чужое и лишнее.
Сергей Андреев