9 ноября. К юбилею Леопольда Моцарта
2-й концерт Четвертого абонемента «Юбилейные даты»
Леопольд Моцарт. К 300-летию со дня рождения
Леопольд МОЦАРТ
Камерная симфония для скрипки, валторны, струнного оркестра и basso continuo, ILM 27
«Военный дивертисмент», ILM 5
Концерт для тромбона и струнных
«Катание на санях», ILM 20
Солисты: Тарас НАУМЕНКО (валторна), Дмитрий КРЫЛОВ (тромбон)
Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга
Дирижер – Владимир ПОГОРЕЦКИЙ
В памяти потомства Леопольд Моцарт остался только как отец своего гениального сына. Если бы не родство с Вольфгангом Амадеем, старший Моцарт ничем бы не выделялся среди других музыкантов XVIII века, занимавших скромное положение при бесчисленных дворах светских и церковных князей. Впрочем, даже в этом кругу Леопольд не сумел выдвинуться на первое место — он так и не добился должности главного капельмейстера. Зато без него сын, который и покорялся, и противодействовал ему, никогда не достиг бы таких высот.
«После Бога только папа», — говорил Моцарт. А письма к отцу он часто начинал так: «О, лучший из отцов!» «Лучший из отцов» Леопольд Моцарт к моменту рождения Вольфи был помощником капельмейстера при дворе зальцбургского архиепископа, учителем музыки, руководителем хора мальчиков, оркестровым скрипачом, придворным композитором и автором прославленного труда по методике игры на скрипке — то есть человеком достаточно состоявшимся. Леопольд буквально не сводил глаз с сына. Не отдав его в школу, он сам взялся преподавать ему арифметику, чтение и письмо. Его любовь и власть над сыном были огромны. Старшая сестра Вольфганга, Мария Анна, тоже была вундеркиндом, но ее главное невезение состояло в том, что она родилась девочкой. Отец серьезно занимался с ней музыкой, но решился изменить жизнь всей семьи только тогда, когда убедился, что младший ребенок еще талантливее старшей дочери.
Во время многочисленных выступлений маленького Вольфганга Леопольд с горечью сознавал, что публика платит не за высокое искусство, которого она не в силах распознать, а за развлечение и фокусы, и именно потому, что их исполняет ребенок. Судя по письмам к друзьям в Зальцбург, ему самому часто были противны трюки, которые он заставлял сына проделывать на всех подмостках Европы, как, например, игра с завязанными глазами спиной к клавиатуре, закрытой полотенцем. «Леопольд Моцарт выжимает из сына все соки», — неодобрительно отзывался композитор Адольф Гассе.
Сын был солнцем и светом его жизни. И ему казалось, что если бы Вольфганг во всем и всегда подчинялся его руководству, то достиг бы вершины успеха. Впоследствии Моцарт, уже знаменитый композитор и музыкант, в переписке с отцом, раздосадованным утратой безусловной власти, часто заканчивал свои письма так: «Поскорей сообщите мне, что Вы мною довольны, ибо только этого мне и недостает теперь для моего полного счастья». За любыми немногословными похвалами в письмах Леопольда следовали оценки: твои арии прекрасны, но очень трудны, пьесы приятны, но легковесны и т. д. Даже в пору полного отчуждения друг от друга, когда переписка отца с сыном становилась все более редкой, его чувства и помыслы были сосредоточены на Вольфганге.
Отец посетил несколько публичных выступлений с исполнением музыки сына и с наслаждением выслушал почтительные слова Гайдна: «Кто знает, появился бы на свете такой композитор, как Вольфганг, не будь у него такого отца, как Леопольд».
Дошедшие до нас музыкальные произведения Леопольда Моцарта не слишком многочисленны и не слишком объемны. Все же они исполнялись при его жизни и приносили ему славу и определенный доход. Но главным произведением композитора Леопольда Моцарта стал его сын.