Антология фортепианного концерта. Вечер пятый: Скрябин, Лист, Рахманинов

Концертный зал

02.12.2023 / сб. / 19.00


Антология фортепианного концерта. Вечер пятый: Скрябин, Лист, Рахманинов

Пятнадцать знаменитых концертов для фортепиано с оркестром в исполнении петербургских пианистов. Симфонический оркестр Капеллы под управлением Ивана Столбова и Александра Чернушенко
6+

2 декабря. Фортепианные концерты

Филармоническое общество Санкт-Петербурга

Антология фортепианного концерта
Вечер пятый

СКРЯБИН
Концерт для фортепиано с оркестром фа-диез минор (1897)
Солистка – Елизавета УКРАИНСКАЯ
ЛИСТ
Концерт для фортепиано с оркестром № 2 ля мажор (1850)
Солист – Станислав СОЛОВЬЕВ
РАХМАНИНОВ
Рапсодия на тему Паганини ля минор (1933)
Солист – Михаил БЕНЕДИКТОВ

Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга
Дирижеры: Иван СТОЛБОВ, Александр ЧЕРНУШЕНКО

Жанр концерта для фортепиано с оркестром не нуждается в особом представлении. Классический фортепианный концерт, рожденный Й. Гайдном, а затем блистательно развитый В. Моцартом и Л. Бетховеном, высшей точки своего развития достиг в творчестве композиторов- романтиков – Брамса,  Листа, Шопена, Сен-Санса, Шумана, Грига и, конечно же, русских гениев – Рубинштейна, Чайковского, Скрябина и, особенно, Рахманинова, создавшего непревзойденные образцы этого любимого публикой симфонического жанра.

Проект «Антология фортепианного концерта» являет собой уникальную попытку представления пятнадцати наиболее известных фортепианных романтических концертов в едином цикле, состоящем из пяти концертных программ, каждая из которых включает в себя исполнение трех сочинений разных авторов.

В программу цикла вошли все (1-й и 2-й) концерты Брамса, Листа и Шопена; 1-й концерт Чайковского, 2-й концерт Сен-Санса, концерты Шумана, Грига и Скрябина, а также четыре концерта (1-й, 2-й, 3-й и «Рапсодия на тему Паганини») Рахманинова. Все пять концертов цикла пройдут в Капелле Санкт-Петербурга с участием Симфонического оркестра Капеллы под управлением народного артиста России Александра Чернушенко в течение октября – декабря текущего года.

В программу заключительного, пятого вечера цикла, вошли Концерт Скрябина, Второй концерт Листа и Рапсодия на тему Паганини Рахманинова.

Концерт для фортепиано с оркестром фа-диез минор Скрябина (1872–1915) был написан в 1897 году, и в тот же год впервые прозвучал в Одессе на вечере симфонической музыки местного отделения Русского музыкального общества в исполнении автора. Оркестром дирижировал В.И. Сафонов. Со временем этот концерт, наряду с концертами П.И. Чайковского и С.В. Рахманинова, вошел в сокровищницу русской музыкальной классики.

Любопытно, что фортепианный концерт был первым опытом работы композитора с оркестром, и остался единственным концертом во всем обширном наследии Скрябина. Сочинение было написано буквально за несколько дней, но оркестровка завершена лишь год спустя по настоянию издателя и покровителя композитора, М.П. Беляева.

Концерт № 2 для фортепиано с оркестром ля мажор Листа (1811–1886) был в черновиках написан в период с 1839 по 1840 год. Затем рукопись была отложена на десять лет, и только в 1850 году работа над концертом была продолжена. Премьера состоялась в Веймаре в 1857 году.

Второй концерт, хотя и менее виртуозный, чем Первый, отличается гораздо большей оригинальностью формы. Также одночастный, подразделяемый на шесть разделов, концерт был назван Листом «Симфоническим концертом».

Рапсодия на тему Паганини Рахманинова (1873–1943), созданная в 1934 году, по праву считается Пятым фортепианным концертом композитора. От концерта ее отличает лишь то, что она написана в форме вариаций. Любопытно, что «Вариации» были написаны в чрезвычайно сжатые сроки: работа над ними шла на швейцарской вилле Рахманинова «Сенар» всего лишь с 3 июля по 18 августа 1934 года. Премьера состоялась в Балтиморе, в ноябре того же года. Партию фортепиано, как всегда, исполнил автор, а за пультом Филадельфийского оркестра вновь стоял Леопольд Стоковский.

Елизавета Украинская окончила Петербургскую консерваторию и ассистентуру-стажировку у А. Сандлера. Лауреат множества международных конкурсов. Являлась стипендиатом Филармонического общества Санкт-Петербурга. Солиста Санкт-Петербургского Дома музыки. Гастролировала в Австрии, Великобритании, Германии, Нидерландах, Бельгии, Италии, Португалии, Сербии, Словении, Франции, Хорватии, Черногории, Чехии, Швецарии, Эстонии, США и Японии. Лауреат премии Фонда культурных инициатив Ю. Темирканова. Преподает в Консерватории на кафедрах специального фортепиано и камерного ансамбля.

Станислав Соловьев окончил Петербургскую консерваторию и аспирантуру у А. Сандлера и Н. Арзумановой. Лауреат международных конкурсов. Обладатель диплома лучшего концертмейстера Конкурса имени П.И. Чайковского. Гастролировал в Нидерландах, Латвии, Германии, Швеции, Австрии, Сербии, Франции, Польше, Греции, Республике Корея, Финляндии, Испании, Израиле. Участник множества международных фестивалей. Доцент кафедры камерного ансамбля Санкт-Петербургской консерватории.

Михаил Бенедиктов окончил Петербургскую консерваторию и аспирантуру у Э. Базанова. Лауреат международных конкурсов. Являлся приглашенным солистом Мариинского театра. Гастролировал в Великобритании, Германии, Франции, Нидерландах, Италии, Израиле, Финляндии, Швейцарии, Эстонии, Латвии, Республике Корея. Выступал в амстердамском Концертгебау, лондонских Барбикан-холле и Альберт-холле, в Берлинской филармонии и Доме музыки в Хельсинки. Преподает в Специальной музыкальной школе Санкт-Петербургской консерватории. Дважды лауреат премии правительства Санкт-Петербурга.