Антология фортепианного концерта. Вечер четвертый: Шопен, Григ, Рахманинов

Концертный зал

29.11.2023 / ср. / 19.00


Антология фортепианного концерта. Вечер четвертый: Шопен, Григ, Рахманинов

Пятнадцать знаменитых концертов для фортепиано с оркестром в исполнении петербургских пианистов. Симфонический оркестр Капеллы под управлением Александра Чернушенко и Ивана Столбова
6+

29 ноября. Фортепианные концерты

Филармоническое общество Санкт-Петербурга

Антология фортепианного концерта
Вечер четвертый

ШОПЕН
Концерт для фортепиано с оркестром № 2 фа минор (1830)
Солистка – Наталия ЛИСАНОВА
ГРИГ
Концерт для фортепиано с оркестром ля минор (1868)
Солист – Тимофей КАЛМЫКОВ
РАХМАНИНОВ
Концерт для фортепиано с оркестром № 3 ре минор (1909)
Солист – Олег ВАЙНШТЕЙН

Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга
Дирижеры: Александр ЧЕРНУШЕНКО, Иван СТОЛБОВ

Жанр концерта для фортепиано с оркестром не нуждается в особом представлении. Классический фортепианный концерт, рожденный Й. Гайдном, а затем блистательно развитый В. Моцартом и Л. Бетховеном, высшей точки своего развития достиг в творчестве композиторов- романтиков – Брамса,  Листа, Шопена, Сен-Санса, Шумана, Грига и, конечно же, русских гениев – Рубинштейна, Чайковского, Скрябина и, особенно, Рахманинова, создавшего непревзойденные образцы этого любимого публикой симфонического жанра.

Проект «Антология фортепианного концерта» являет собой уникальную попытку представления пятнадцати наиболее известных фортепианных романтических концертов в едином цикле, состоящем из пяти концертных программ, каждая из которых включает в себя исполнение трех сочинений разных авторов.

В программу цикла вошли все (1-й и 2-й) концерты Брамса, Листа и Шопена; 1-й концерт Чайковского, 2-й концерт Сен-Санса, концерты Шумана, Грига и Скрябина, а также четыре концерта (1-й, 2-й, 3-й и «Рапсодия на тему Паганини») Рахманинова. Все пять концертов цикла пройдут в Капелле Санкт-Петербурга с участием Симфонического оркестра Капеллы под управлением народного артиста России Александра Чернушенко в течение октября – декабря текущего года.

В программу четвертого вечера вошли Концерт ля минор Шумана, Концерт ля минор Грига и Третий концерт Рахманинова.

Концерт № 2 для фортепиано с оркестром фа минор Шопена (1810–1849)  был впервые исполнен автором в том же году, что и Концерт № 1 – в 1830 году. В 1831 году партитура концерта была утрачена, а затем написана заново. Этим и объясняется позднее издание и фактическая неточность в обозначении номера концерта.

Сочинение писалось в пору первого любовного увлечения Шопена, предметом которого стала дочь бурграфа Варшавского замка Констанция Гладковская. Но посвящен концерт был все же не ей, а Дельфине Потоцкой, с семейством которой Шопен познакомился в Дрездене.

Концерт для фортепиано с оркестром ля минор Грига (1843–1907) – одно из самых знаменитых и часто исполняемых сочинений композитора – был создан в 1868 году во время пребывания Грига в Дании. Без сомнения, этот концерт был создан не без влияния шумановского концерта, но в то же время, отличился ярко выраженным норвежским национальным колоритом. Премьера состоялась в 1869 году в Копенгагене. Весьма показательно, что этот концерт получил высокую оценку Ф. Листа.

Концерт № 3 для фортепиано с оркестром ре минор Рахманинова (1873–1943) – одно из самых монументальных сочинений Рахманинова и бесспорный пик всего творчества композитора – писался в течение трех лет, с 1906-го по 1909-й год включительно. Сначала в Дрездене, где Рахманинов жил эти годы, а затем в Ивановке – семейном имении, в котором композитор готовился к гастрольной поездке в США. Первое исполнение состоялось в ноябре 1909 года с Нью-Йоркским симфоническим оркестром под управлением Вальтера Дамроша. Успех был грандиозный. Но, пожалуй, наибольший резонанс вызвало третье исполнение, в котором за дирижерским пультом стоял сам Густав Малер. Российская же премьера состоялась лишь в апреле 1910 года, в Москве под управлением дирижера Евгения Плотникова. Правда, планировалась она в Петербурге, в одном из абонементных концертов Александра Зилоти в феврале 1909 года. Но не пришедшие вовремя из Америки оркестровые партии сорвали эти планы, и вместо нового Третьего концерта Рахманинов был вынужден играть Второй.

Свой Третий фортепианный концерт Рахманинов посвятил одному из выдающихся пианистов своего времени – ученику Антона Рубинштейна, ставшему кумиром целого поколения, польскому виртуозу Иосифу Гофману. Среди многочисленных записей концерта можно выделить записи Владимира Горовица, игравшего этот концерт, по словам Рахманинова, «лучше его самого».

Наталия Лисанова – студентка Петербургской консерватории  (класс П. Лаула). Занимается также в классах композиции, клавесина и органа. Лауреат международных конкурсов. Стипендиат и участница концертных программ Фонда В. Спивакова. Выступала в Большом зале Филармонии, Мариинском театре, Московском Доме музыки. Гастролировала в Германии, Австрии, Италии, США.

Тимофей Калмыков – студент Петербургской консерватории (класс Т. Загоровской). Лауреат многих юношеских конкурсов. Участник международных культурных форумов в Словении, Германии, Сербии и Испании. Выступал в концертах Фонда Gartow и участвовал в концертном турне по Швейцарии. Являлся стипендиатом Филармонического общества Санкт-Петербурга и Международного благотворительного фонда В. Спивакова. Лауреат премии Международного фонда культурных инициатив Ю. Темирканова.

Олег Вайнштейн окончил Петербургскую консерваторию у Т. Загоровской. Лауреат конкурса имени Шопена в Германии, международного конкурса пианистов во Франции. Сотрудничает с ведущими дирижерами, в числе которых Л. Кремер, А. Титов, А. Чернушенко. Ф. Мастранджело, П. Феранец, П. Балефф, В. Петренко. Гастролировал в городах России, многих стран Европы, Израиля, ОАЭ, Мексики, Китая. Почетный член Санкт-Петербургских музыкальных обществ – Филармонического и Шопеновского. Доцент Петербургской консерватории. Лауреат премии правительства Санкт-Петербурга «Надежда России».