25 ноября. Оркестр Капеллы
Шедевры классической музыки
- Доступна оплата Пушкинской картой. Правила пользования
МОЦАРТ
Увертюра из оперы «Волшебная флейта»
К.Ф.Э. БАХ
Концерт для флейты и струнных ре минор, Wq 22
Солистка – Анна КОМАРОВА
ПРОКОФЬЕВ
Симфония № 7 до-диез минор
Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга
Дирижер – Иван СТОЛБОВ
Вступительное слово – Лариса ПОПКОВА
«Волшебная флейта» — первая сценическая работа, написанная Моцартом для коммерческого театра, а не по заказу аристократического двора. Оперу заказал друг композитора Эммануэль Шиканедер, певец, импресарио, драматург и либреттист, возглавлявший театр «Ауф дер Виден». «Волшебная флейта» имела большой успех, который мог бы положить начало новому этапу карьеры Моцарта, если бы не его кончина через два месяца после премьеры. Как и во многих своих ранних операх, Моцарт сочинил увертюру в самом конце, завершив ее всего за несколько дней до премьеры. В увертюре Моцарт использовал фрагменты музыки, которую он написал для своей симфонии «Юпитер».
Карл Филипп Эммануил Бах (1714–1788) — немецкий композитор, сын Иоганна Себастьяна Баха. «Чувствительный стиль» К.Ф.Э. Баха ознаменовал собой переход от барокко к классике. Среди шести сохранившихся концертов для флейты Баха самым известным является Концерт ре минор. Все шесть произведений были созданы в Берлине и Потсдаме между 1744 и 1755 годами во времена службы Баха при дворе Фридриха Великого. Флейта была любимым инструментом короля Пруссии. По одной из версий, они могли быть написаны специально для Фридриха II или для его учителя Иоганна Иоахима Кванца, известного музыканта, педагога и композитора. Этот концерт считается поворотным произведением в развитии жанра. Он отражает зарождающийся стиль классического периода с его выразительностью и драматическими элементами.
В 1952 году, за год до своей смерти, Сергей Прокофьев оказался в очень сложной творческой и финансовой ситуации. После разгрома на государственном уровне его Шестой симфонии Прокофьеву необходимо было пересмотреть свои художественные устремления. Он обратился к простому и ясному музыкальному языку, о котором давно думал. Эта простота стала отличительной чертой ряда поздних сочинений Прокофьева, в том числе, и его Седьмой симфонии. Она была написана для детского радиовещания, но за простотой авторского подхода в этой музыке скрывается глубокая выразительность. Живая и оптимистичная симфония поначалу заканчивалась на грустной ноте, но дирижер Самуил Самосуд убедил композитора изменить настроение финала, добавив еще несколько тактов и вернув светлые темы из первой части.
Премьера состоялась 11 октября 1952 года в Москве в исполнении оркестра Всесоюзного радио. Симфония имела успех, но так и не была отмечена Сталинской премией, на которую Прокофьев очень рассчитывал. Только в 1957 году, спустя четыре года после смерти композитора, произведение было удостоено Ленинской премии.
* * *
Уроженка Абакана (республика Хакасия) Анна Комарова начала занятия музыкой в четырехлетнем возрасте. После нескольких лет обучения на флейте и фортепиано в музыкальной школе родного города поступила в Среднюю специальную музыкальную школу Санкт-Петербургской консерватории в класс заслуженного работника культуры РФ Ирины Пименовой (2010). В 2014 году продолжила обучение в консерватории у заслуженного артиста РФ, солиста Мариинского театра, доцента Валентина Черенкова. С самого раннего возраста параллельно учебе вела активную концертную жизнь и успешную конкурсную деятельность.
Лауреатский список Анны впечатляет престижными наградами на всероссийских и международных сольных и ансамблевых конкурсах. Среди последних достижений – вторая премия и серебряная медаль XVII международного конкурса им. П. И. Чайковского (2023), победы на международном конкурсе флейтистов им. О. Николе (Китай, 2022) и международном конкурсе им. А. Б. Фюрстенау (Германия, 2023). Анна была стипендиатом фонда маэстро Темирканова и немецкого благотворительного фонда Gartow.
Не менее внушителен послужной список талантливой флейтистки. Практически со школьной скамьи она стала артисткой молодежного оркестра Мариинского театра (2013–2018). С 2018 по 2022 г. продолжила профессиональную деятельность в ранге первой солистки группы флейт Российского национального молодежного симфонического оркестра. С сентября 2022 г. Анна является солисткой оркестра musicAeterna под руководством Теодора Курентзиса. За время работы в этих замечательных коллективах работала с выдающимися музыкантами современности: Д. Мацуевым, В. Гергиевым, В. Федосеевым, М. Юровским, П. Ярви, В. Петренко, Ф. Херревеге, Ж-К. Спинози, А. Нетребко, П. Феррандесом, В. Репиным, М. Венгеровым, А. Лазаревым, П. Цукерманом.
В качестве солистки и участника камерных ансамблей выступала в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, Концертном зале Мариинского театра, Капеллы Санкт-Петербурга, в концертных залах Гамбурга, Веймара, Флоренции, Милана, Равенны, Цюриха, Женевы, Ниццы, Канн, Нарвы, Варшавы, Стокгольма, Берлина, Берна.
Постоянно совершенствуя свое мастерство, Анна принимала участие в мастер-классах лучших отечественных и зарубежных флейтистов — Н. Мохова, Д. Лупачева, М. Демина, Е. Яковлева, С. Бубнова, Н. Попова, А. Голышева, А. Манья, С. Шерье, Э. Паю, Р. Чиани, К. Брюннеля, П. Арто, Ф. Ренггли, Д. Формизано, А. Либеркнехт, К. МакКола. Интересы флейтистки обширны и многообразны. Помимо виртуозного владения инструментом к сильным сторонам её исполнительского таланта следует отнести глубокое проникновение в замысел композитора и неповторимую стилистику музыкальной эпохи. Анна одинаково сильна в интерпретации как старинной и классико-романтической, так и современной музыки.