Антология фортепианного концерта. Вечер второй: Брамс, Шопен, Рахманинов

Концертный зал

14.10.2023 / сб. / 19.00


Антология фортепианного концерта. Вечер второй: Брамс, Шопен, Рахманинов

Пятнадцать знаменитых концертов для фортепиано с оркестром в исполнении петербургских пианистов. Симфонический оркестр Капеллы под управлением Александра Чернушенко
6+

14 октября. Фортепианные концерты

Филармоническое общество Санкт-Петербурга

Антология фортепианного концерта
Вечер второй

БРАМС
Концерт для фортепиано с оркестром № 1 ре минор (1858)
Солист – Николай МАЖАРА
ШОПЕН
Концерт для фортепиано с оркестром № 1 ми минор (1830)
Солист – Павел РАЙКЕРУС
РАХМАНИНОВ
Концерт для фортепиано с оркестром № 1 фа-диез минор (1891, вторая редакция 1919)
Солист – Петр ЛАУЛ

Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга
Дирижер – Александр ЧЕРНУШЕНКО

Жанр концерта для фортепиано с оркестром не нуждается в особом представлении. Классический фортепианный концерт, рожденный Й. Гайдном, а затем блистательно развитый В. Моцартом и Л. Бетховеном, высшей точки своего развития достиг в творчестве композиторов-романтиков – Брамса,  Листа, Шопена, Сен-Санса, Шумана, Грига и, конечно же, русских гениев – Рубинштейна, Чайковского, Скрябина и, особенно, Рахманинова, создавшего непревзойденные образцы этого любимого публикой симфонического жанра.

Проект «Антология фортепианного концерта» являет собой уникальную попытку представления пятнадцати наиболее известных фортепианных романтических концертов в едином цикле, состоящем из пяти концертных программ, каждая из которых включает в себя исполнение трех сочинений разных авторов.

В программу цикла вошли все (1-й и 2-й) концерты Брамса, Листа и Шопена; 1-й концерт Чайковского, 2-й концерт Сен-Санса, концерты Шумана, Грига и Скрябина, а также четыре концерта (1-й, 2-й, 3-й и «Рапсодия на тему Паганини») Рахманинова. Все пять концертов цикла пройдут в Капелле Санкт-Петербурга с участием Симфонического оркестра Капеллы под управлением народного артиста России Александра Чернушенко в течение октября – декабря текущего года.

В программу второго вечера вошли Первый концерт Брамса, Второй концерт Шопена и Первый концерт Рахманинова

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром ре минор Й. Брамса (1833–1897)  был написан в 1858 году и исполнен им же спустя год в Ганновере. Любопытно, что этот концерт стал первым оркестровым сочинением композитора, понравившимся публике. Спустя годы концерт прочно обосновался в концертном репертуаре пианистов.

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром ми минор Ф. Шопена (1810–1849) был создан композитором в 1830 году после написания Второго концерта, написанного несколькими месяцами ранее, но получившего свой номер из-за более раннего издания в 1833 году, в то время, как Первый концерт был опубликован в 1836-м. Премьера этого виртуознейшего произведения состоялась в 1830 году в Варшаве. Солировал автор, которому на тот момент исполнилось всего 20 лет.

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром фа-диез минор Рахманинова (1873–1943) был написан в 1891 году 18-летним студентом накануне окончания Московской консерватории. Первое исполнение концерта состоялось 17 марта 1892 года в Московской консерватории. Солировал автор, оркестром дирижировал ректор консерватории Василий Сафонов.

В 1917 году, уже после создания Второго и Третьего концертов, Рахманинов фундаментально переделал свое первое серьезное сочинение. Сохранив основной тематический материал, 44-летний композитор внес в текст своего раннего сочинения целый ряд изменений. В результате чисто юношеская мелодическая и гармоническая щедрость, практически полностью оставленная автором в неприкосновенности, блестяще сплавилась во второй редакции с высочайшим техническим уровнем композиторского мастерства. Новая редакция концерта была впервые исполнена автором 29 января 1919 года в Нью-Йорке.

Николай Мажара окончил Петербургскую консерваторию по классу композиции у А. Мнацаканяна и по классу фортепиано у Э. Базанова. Лауреат международных конкурсов. Регулярно выступает с сольными концертами и в составе различных ансамблей. Гастролировал в Испании, Франции, Китае, Болгарии. Сотрудничал с дирижерами, в числе которых А. Дмитриев, В. Альтшулер, А. Титов, В. Чернушенко. Играл с Загребским филармоническим оркестром. Работает в Академическом симфоническом оркестре Петербургской филармонии. Преподает на кафедре композиции Санкт-Петербургской консерватории. Член Союза композиторов России.

Павел Райкерус окончил Петербургскую консерваторию у А. Сандлера. Стажировался в Высшей школе музыки в Дрездене у А. Цинциппера. Лауреат международных конкурсов. Концертировал в России, Германии, Австрии, Нидерландах, Италии, Испании, Швеции, Дании, Чехии, Польше, Республике Корея, США. Выступал в амстердамском Концертгебау, берлинском Концертхаусе.

Сотрудничал с оркестрами под управлением В. Синайского, В. Чернушенко, В. Понькина, А. Сладковского, Х. Эрла. Принимал участие в различных международных фестивалях. О пианисте сняты три фильма в России и Германии. Преподает в специальной музыкальной школе при Петербургской консерватории. Приглашенный профессор государственного Университета Ченду (Китай).

Петр Лаул окончил Петербургскую консерваторию у А. Сандлера. Лауреат международных конкурсов. Выступает с сольными программами и с симфоническими оркестрами под управлением В. Гергиева, Ж.-К. Казадезюса, В Синайского, М. Шостаковича, Н. Алексеева, Ф. Коробова, Т. Сохиева, М. Юровского, Ю. Симонова.

Играл в амстердамском Концертгебау и зальцбургском Моцартеуме, парижском театре Шатле и нью-йоркском Линкольн-центре. Принимал участие во многих фестивалях в России и за рубежом. Особое внимание уделяет камерной музыке. Среди его партнеров – И. Грингольц, Д. Коузов, Г. Муржа, В. Третьяков, М. Венгеров, А. Баева. С. Левитин, М. Коппе, Б. Андрианов. Доцент Санкт-Петербургской консерватории.