Рахманинов. Четвертый фортепианный концерт, «Симфонические танцы»

Концертный зал

01.04.2023 / сб. / 19.00


Рахманинов. Четвертый фортепианный концерт, «Симфонические танцы»

Музыкальный фестиваль на сцене Капеллы, посвященный 150-летию со дня рождения великого русского композитора. Симфонический оркестр Капеллы под управлением Александра Чернушенко. При участии Мирослава Култышева (фортепиано). Доступна оплата Пушкинской картой
0+

1 апреля. Рахманинов

Концерт для фортепиано с оркестром № 4 соль минор, соч. 40
Солист – Мирослав КУЛТЫШЕВ
Оркестровая сюита «Симфонические танцы», соч. 45

Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга
Дирижер – Александр ЧЕРНУШЕНКО

«Симфонические танцы» – последнее масштабное творение Рахманинова, одно из его лучших произведений. Это своеобразное духовное завещание композитора, исполненное трагических пророчеств. Произведение было закончено в 1940 году и отразило реакцию Рахманинова на начало Второй мировой войны, торжество фашизма в Европе и грядущую мировую катастрофу.

В музыкальных образах «Симфонических танцев» слышится не только предчувствие Апокалипсиса и Судного дня, но и грядущее возрождение Святой Руси. Закончив последнюю страницу партитуры, Сергей Васильевич надписал на автографе: «Благодарю тебя, Господи!» Он посвятил сочинение Филадельфийскому симфоническому оркестру и его главному дирижеру Юджину Орманди. Первое исполнение состоялось 3 января 1941 года в Филадельфии. В нашей стране «Симфонические танцы» прозвучали в разгар Великой Отечественной войны — 25 ноября 1943 года в Москве под управлением Николая Голованова.

Потребовалось почти 30 лет, чтобы Четвертый фортепианный концерт Рахманинова обрел свою окончательную форму. Работу над эскизами концерта композитор начал летом 1914 года. Оказавшись в эмиграции и лишившись всего имущества после революции, Рахманинов был вынужден приостановить композиторскую деятельность. Он полностью посвятил себя гастролям, чтобы восстановить благосостояние своей семьи. Только в 1926 году он, наконец, смог взять отпуск и вернуться к сочинительству. Результатом стало завершение первой версии фортепианного концерта соль минор, премьера которого состоялась в 18 марта 1927 года в исполнении автора и под управлением Леопольда Стоковского. Филадельфийский оркестр, который Стоковский поднял на небывалый уровень, Рахманинов называл лучшим оркестром, который он когда-либо слышал.

Четвертый концерт был посвящен выдающемуся композитору и пианисту Николаю Метнеру. Это тонкое и сложное произведение с богатой оркестровкой и выразительными мелодиями, которыми так славится Рахманинов. Однако отзывы критиков после премьеры были крайне суровыми. Перед публикацией в 1928 году композитор отредактировал партитуру, а в 1941 году он подверг произведение радикальной переработке и создал его новую редакцию.