Юлия Молчанова и Елена Стабровская

Камерный зал

18.03.2022 / пт. / 19.30


Юлия Молчанова и Елена Стабровская

Камерная музыки начала ХХ века: Сен-Санс, Дебюсси, Прокофьев, Стравинский
0+

18 марта. Камерная музыка ХХ века

Юлия МОЛЧАНОВА (скрипка)
Елена СТАБРОВСКАЯ (фортепиано)

В этот вечер в Камерном зале Капеллы прозвучат шедевры камерной музыки для скрипки и фортепиано. В программе представлены хорошо известные ценителям европейской музыки сочинения корифеев русской и французской музыки первой трети XX века. Это Триптих для скрипки и фортепиано Сен-Санса, Соната для скрипки и фортепиано Дебюсси, «Пять мелодий для скрипки и фортепиано» Прокофьева, Итальянская сюита для скрипки и фортепиано Стравинского.

Программу представят петербургские исполнительницы, лауреаты международных и всероссийских конкурсов Юлия Молчанова (скрипка) и Елена Стабровская (фортепиано). Обе исполнительницы — выпускницы Санкт-Петербургской консерватории. Дуэт возник в 2016 году, еще во время учебы в консерватории, и успешно существует по сей день. После выпуска девушки продолжают совместный творческий путь, выступая на различных концертных площадках Санкт-Петербурга, Москвы и других городов России.

Камиль Сен-Санс (1835–1921), известный своим «Карнавалом животных», Триптих для скрипки и фортепиано написал в поздние годы своего творчества (1912). Сочинение впечатляет необычными ритмическими приемами и гармоническими сочетаниями. Вторая часть трио — Vision congolaise (Конголезское видение) — была посвящена королеве Елизавете Бельгийской, которая сама играла на скрипке и в честь которой в 1937 году был назван всемирно известный конкурс скрипачей.

Для Клода Дебюсси (1862–1918) скрипичная соната стала последним написанным произведением. Автор закончил ее сочинение в 1917 году и сам исполнил в этом же году в Париже вместе со скрипачом Гастоном Пуле. Это было последнее выступление автора на сцене. Настроение музыки быстро меняется, а порой совершенно неуловимо, автор говорит с нами полунамеками, соединяя причудливую музыкальную мозаику в единое целое. «Пять мелодий для скрипки и фортепиано» были написаны Сергеем Прокофьевым (1891–1953) в 1925 году в Париже и являются переложением «Пяти песен без слов», которые автор посвятил знаменитой певице того времени Нине Кошиц. Вокальная природа произведения прекрасно дополнена скрипичными приемами (двойными нотами, трелями и флажолетами). В каждой из пяти пьес песенный лиризм поворачивается новой гранью, будучи окрашен неяркими, холодноватыми, но очень женственными оттенками.

В 1920 году Игорь Стравинский (1882–1971) пишет музыку к балету «Пульчинелла», в основу музыкальной канвы которого легли вокальные произведения Перголези. Балетный спектакль создавался общими усилиями знаменитых авторов — бессменным организатором «Русских сезонов» Сергеем Дягилевым, хореографом Леонидом Мясиным и сценографом Пабло Пикассо — в духе традиционной итальянской комедии dell’arte. А чуть позже Стравинский делает инструментальное переложение избранных номеров из этого балета для скрипки с фортепиано, которые называет «Итальянская сюита».