Вечер музыки Модеста Мусоргского. Хор и оркестр Капеллы

Концертный зал

21.01.2023 / сб. / 19.00


Вечер музыки Модеста Мусоргского. Хор и оркестр Капеллы

3-й концерт Второго абонемента. «Ночь на Лысой горе», кантата «Поражение Сеннахериба», оратория «Иисус Навин», «Картинки с выставки». Дирижер – Дмитрий Васильев. Доступна оплата Пушкинской картой
0+

21 января. Музыка Модеста Мусоргского

3-й концерт Второго абонемента «Хор и Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга»

МУСОРГСКИЙ
«Ночь на Лысой горе», симфоническая картина
«Поражение Сеннахериба», кантата для хора и оркестра
«Иисус Навин», оратория для солистов, хора и оркестра
«Картинки с выставки», цикл миниатюр

Солисты, Хор и Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга
Дирижер – Дмитрий ВАСИЛЬЕВ

Симфоническая картина «Ночь на Лысой горе» очень красочно показывает шабаш нечистой силы в ночь на Ивана Купалу. Изначально в основу этого сочинения была положена не дошедшая до нас драма Г.Ф. Менгдена «Ведьма». Мусоргский планировал написать вокально-сценическую композицию для солистов, хора и оркестра и даже начал работу над «Хором ведьм». Но только через семь лет, в 1867 году, композитор закончил работу над сочинением, которое стало в итоге чисто оркестровым. Однако соратники Мусоргского по «Могучей кучке» посчитали работу неудачной. Балакирев отказался исполнять «Иванову ночь на Лысой горе». Уже после смерти Мусоргского Римский- Корсаков переработал музыку, и именно в его версии мы знаем это произведение. Премьера состоялась в 1886 году. В авторском варианте Мусоргского сочинение было опубликовано только в XX веке – в 1968 году.

В 1874 году Мусоргский посетил выставку работ своего друга, художника и архитектора Виктора Гартмана (1834—1873), который скончался в возрасте 39 лет. Композитор, потрясенный смертью друга, почувствовал необходимость воплотить в музыке свои впечатления от увиденного на выставке. За считанные недели Мусоргский написал яркую и вдохновляющую фортепианную сюиту «Картинки с выставки». Этот цикл состоит из музыкальных воплощений картин Гартмана, перемежающихся повторяющейся темой «Прогулка», которая представляет посетителя, прогуливающегося по выставке. На момент смерти Мусоргского в 1881 году произведение не было ни исполнено, ни опубликовано. В 1886 году «Картинки с выставки» были напечатаны под редакцией Н.А. Римского-Корсакова. В 1922 году Морис Равель оркестровал сюиту, и после этого она обрела заслуженную популярность – как в оригинале, так и в оркестровом варианте.