«Эпоха.  Личность». Вечер музыки Дмитрия Шостаковича

Концертный зал

19.11.2022 / сб. / 19.00


«Эпоха. Личность». Вечер музыки Дмитрия Шостаковича

Виолончельный концерт в исполнении на контрабасе и Пятая симфония. Симфонический оркестр Капеллы под управлением Юрия Лебедева. При участии солиста Санкт-Петербургского Дома музыки Арсения Газизова. Доступна оплата Пушкинской картой
0+

19 ноября. Оркестр Капеллы

 Вечер музыки Дмитрия Шостаковича

ШОСТАКОВИЧ
Концерт для виолончели с оркестром № 1 ми-бемоль мажор, соч. 107 в исполнении на контрабасе
Солист - Арсений ГАЗИЗОВ (контрабас)
Симфония № 5 ре минор, соч. 47

Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга
Дирижер – Юрий ЛЕБЕДЕВ

Первый виолончельный концерт был написан Шостаковичем в 1959 году. Этот концерт считается одним из самых сложных произведений для виолончели. Мощные музыкальные идеи сочетаются в нем с необычайно виртуозной партией солирующего инструмента. Композитор был полностью уверен в способностях своего друга, легендарного Мстислава Ростроповича, для которого и был написан концерт. Шостакович пояснял: «…первоначальным импульсом к его сочинению явилось ознакомление с симфонией-концертом для виолончели с оркестром Сергея Прокофьева. Произведение это весьма заинтересовало меня и вызвало желание попробовать свои силы в этом жанре». Триумфальная премьера состоялась 4 октября 1959 года под управлением Евгения Мравинского.

Пятая симфония Шостаковича появилась после печально знаменитой статьи «Сумбур вместо музыки» и беспрецедентной кампании травли, развернутой против композитора, вынужденного даже отменить премьеру своей Четвертой симфонии. Написанная в очень короткий срок и впервые исполненная в Ленинградской филармонии 21 ноября 1937 года, Пятая симфония стала настоящим триумфом Дмитрия Шостаковича и молодого дирижера Евгения Мравинского. Многие восприняли симфонию как весьма достойный ответ композитора на травлю и нападки. Шостакович писал: «Тема моей симфонии — становление личности. Именно человека со всеми его переживаниями я видел в центре замысла этого произведения, лирического по своему складу от начала до конца. Финал симфонии разрешает трагедийно-напряженные моменты первых частей в жизнерадостном, оптимистическом плане».