«Павловская рапсодия»

«Павловская рапсодия»

Фотографический проект Дмитрия Горячева

Выставка «Павловская рапсодия» пройдет в галерее Капеллы с 8 по 22 апреля

Фотографический проект Дмитрия Горячева посвящен Павловскому парку — так кажется на первый взгляд.

Дмитрий снова показывает проект, в котором отсутствует ощущение времени: парк Павловска остановился где-то между 1913 и 2020 годами. Время, застывшее в неопределенности, и есть главный герой фотовыставки. В 1913 году появилась фотокамера Ur-Leica, и именно тогда представленные фотографии могли быть сняты на пленку. Даже сегодня, спустя 100 лет, после двух мировых войн и завершившейся коммунистической истории, в 2020-е годы, эти сюжеты все еще можно снять и честно напечатать на настоящей серебряной бумаге.

Возможно, хмурым утром 1913 года императорская чета после прогулки по весеннему парку отправилась во дворец пить чай, убраны игрушки, оброненные детьми, и парк тревожно опустел в ожидании Первой мировой войны. Или, должно быть, это 2020 год — парк закрыт в связи с эпидемией коронавируса, посетителей не пускают, а в мире снова нарастает напряженная неопределенность. Фотографии не дают намека на время съемки. Время остановилось. Да и сам парк, как одна из многих попыток создать островок Европы в России, завис в своем полете между XIX и XXI веками, между европейской культурой и русской самобытностью, — пора бы уже определиться, что русская культура, объединяющая в себе силу живущих совместно многих народов, имеет самостоятельную ценность. Но в весеннем Павловском парке после зимней спячки эта идея еще не пробудилась.

Проект Дмитрия Горячева — один из последних отблесков классической черно-белой документальной фотографии. Нет жгучей пестроты бессмысленно отвлекающего цвета, нет никакой изюминки — «пунктума», и кажется, что нет и сюжета — только беспристрастно зафиксированное состояние. Фотодокумент безукоризненно честный, и, поскольку нет возможности исправить негатив после съемки, приходится сначала убрать из кадра все лишнее. Лишь немногие из тех миллиардов фотолюбителей, кто снимает гаджетами, знают, как это сложно, но в этом и есть суть фотографии, так же как если следовать идее Микеланджело в скульптуре.

Фотографии Дмитрия Горячева в первую очередь документальны, но иногда автору удается подняться над сюжетом или событием и предоставить зрителям возможность задуматься над движением эпох.

Александр Дымников