Евгения Лисицина

Евгения Лисицина

Лисицина Евгения

Евгения Лисицина родилась в Подмосковье, в семье потомков тульских оружейников; выросла на Урале. Ее отец желал для дочери карьеры музыканта. Она сама грезила об органе, который казался ей мистическим инструментом для избранных. Окончив музыкальную школу в Свердловске, девушка поступила на отделение специального фортепиано в Ленинградскую консерваторию им. Римского-Корсакова в класс профессора Владимира Нильсена. Параллельно стала заниматься игрой на органе.

Однажды юную студентку взял с собой на концерт в Ригу органист Марк Шахин. Евгения услышала Домский орган и познакомилась с патриархом латвийских органистов профессором Николаем Ванадзиньшем. Оставив фортепиано, она поступила в Латвийскую консерваторию им. Язепа Витола (ныне Академия музыки) в его класс и закончила ее в 1968 году. В годы учебы сыграла около сорока сольных концертов, записала первую пластинку и была удостоена стипендии им. Чайковского.

Свою жизнь Евгения связала с Домским собором и его органом – великим инструментом. «Домский собор – лицо Риги. Он строился и перестраивался вместе с городом, горел и снова возрождался из пепла. Без него невозможно вообразить Ригу. Чем чаще я здесь играю, тем глубже понимаю, что здесь с людьми происходит что-то хорошее. Сколько народу в нем побывало! Очевидно, стены собора впитали все то, о чем говорили, что чувствовали люди на протяжении веков. А общение с органом – наслаждение! Это божественный инструмент, составляющий одно акустическое, смысловое, эмоциональное и философское целое со зданием, в котором он живет», – говорит Евгения.

Много лет она лелеяла мечту сыграть на Домском органе все органные произведения Баха в одном цикле. И осуществила свой замысел в период с 1999 по 2001 годы, посвятив цикл из 17-ти концертов 315-й годовщине со дня рождения Баха и 800-летию Риги. Кстати, она не причисляет себя ни к одной из существующих органных школ: «Для меня существует единственная школа – школа Иоганна Себастьяна Баха!»

Репертуар Лисициной огромен: все органные произведения Иоганна Себастьяна Баха, Макса Регера, Сезара Франка, Феликса Мендельсона, Ференца Листа, Оливье Мессиана, Луи Вьерна, русских, латышских композиторов. Но ей как будто этого мало. Органисты, как правило, являются и импровизаторами и композиторами. Сама Евгения музыку не пишет, но делает искуснейшие переложения для органа. «У органа не меньше возможностей, чем у оркестра», – считает она. «Известная оркестровая музыка в органном звучании приобретает новые удивительные черты, не говоря уже о том, какое удовольствие получаю я сама, играя ее».

Артистка может гордиться тем, что ее переложение «Времен года» Вивальди, которое она играла во многих турне по Италии, имело бешеный успех и стало музыкальным событием в стране. Она также является автором транскрипций для органа: «Глории» Вивальди, «Картинок с выставки» Мусоргского, «Старинной сюиты» Шнитке, «Музыкального приношения» Баха, фортепианных произведений Баха, Бетховена, Пуленка и других композиторов.

Евгения Лисицина – лауреат Международного конкурса органистов имени Чюрлёниса в Вильнюсе (1968).

Органистка сыграла свыше тысячи концертов в городах бывшего Советского Союза, а также во многих странах Европы: Германии, Италии, Бельгии, Франции. Неоднократно участвовала в международных органных фестивалях.

В 2002 году она отметила 110-летие своего учителя Николая Ванадзиньша циклом из девяти концертов «Шедевры мировой органной музыки» с программами из произведений Вивальди, Баха, Регера, Франка, французских композиторов, романтических сонат, русской музыки, латышской музыки, завершив цикл «Музыкальным приношением» Баха.

Евгения Лисицина записала более 20 долгоиграющих пластинок и 4 компакт-диска; имеет обширную фонотеку в фондах Латвийского радио.