Рахманинов. «Алеко», Третий фортепианный концерт

Концертный зал

29.03.2023 / ср. / 19.00


Рахманинов. «Алеко», Третий фортепианный концерт

Музыкальный фестиваль на сцене Капеллы, посвященный 150-летию со дня рождения великого русского композитора. Хор и Симфонический оркестр Капеллы под управлением Александра Чернушенко. При участии Андрея Коробейникова (фортепиано). Доступна оплата Пушкинской картой
0+

29 марта. Рахманинов

Концерт для фортепиано с оркестром № 3 ре минор, op. 30
Солист – Андрей КОРОБЕЙНИКОВ

«Алеко»,
опера в концертном исполнении
Действующие лица и исполнители:
ЗемфираОльга Осипченкова
АлекоЮрий Лаптев
Молодой цыганОлег Трофимов
Старик, отец Земфиры –  Олег Радченко
Старая цыганкаДарья Лейбова

Солисты, Хор и Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга
Дирижер – Александр ЧЕРНУШЕНКО

«Алеко» – первая опера Рахманинова, написанная им в качестве дипломной работы в Московской консерватории, и ставшая признанным шедевром. Либретто написано В.И. Немировичем-Данченко по поэме А.С. Пушкина «Цыганы». Опера была создана за поразительно короткий срок – 17 дней. Премьера, состоявшаяся 27 апреля (9 мая) 1893 года в Большом театре, имела большой успех. Произведение 20-летнего Рахманинова привело в восторг самого Чайковского. Выдающимся исполнителем партии Алеко был Федор Иванович Шаляпин, друг Рахманинова. Знаменитая каватина Алеко («Весь табор спит…») относится к числу шедевров мирового оперного искусства.

Третий фортепианный концерт Рахманинова считается одним из самых технически сложных концертов. Впервые он прозвучал 28 ноября 1909 года во время гастролей по Америке в исполнении автора и Нью-Йоркского филармонического оркестра под управлением Вальтера Дамроша. Не имея времени на репетиции в России, Рахманинов разучил свою партию на картонной клавиатуре на пароходе, по пути в США. В январе 1910 года композитор исполнил свой концерт вместе с Густавом Малером.

Российская премьера состоялась в апреле 1910 года. И хотя сегодня третий концерт считается одним из лучших произведений в этом жанре, изначально он встретил осторожный прием у слушателей и критиков и исполнялся редко. Он получил широкое признание только в 30-е годы благодаря Владимиру Горовицу. Его блестящее исполнение привело Рахманинова в восторг. «Именно так я всегда представлял себе свой концерт… Но я никогда не думал, что услышу такое исполнение еще на Земле!», – сказал композитор.