Гайдн и Хиндемит. Хор и оркестр Капеллы

Концертный зал

04.02.2023 / сб. / 19.00


Гайдн и Хиндемит. Хор и оркестр Капеллы

Солисты, Хор и Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга под управлением Владислава Чернушенко. Солист – Алексей Вяхирев (фортепиано)
0+

4 февраля. Гайдн и Хиндемит

I отделение
ГАЙДН
Концерт ре мажор для фортепиано с оркестром
ХИНДЕМИТ
Четыре темперамента для фортепиано и струнных:
Тема
1. Меланхолик
2. Сангвиник
3. Флегматик
4. Холерик
Солист – Алексей ВЯХИРЕВ

II отделение
ГАЙДН
Месса Марии Терезии (Theresienmesse) си-бемоль мажор для квартета солистов, хора и струнных

Солисты, Хор и Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга
Дирижер – Владислав ЧЕРНУШЕНКО

В своих мессах Гайдн достиг совершенства в жанре духовной музыки, какого не достигал ни один композитор его времени, за исключением Моцарта с его Реквиемом. Последние мессы Гайдна признаны подлинными шедеврами. Все сочинения в этом жанре были написаны композитором на заказ. Месса «Терезия» (1799) сочетает возвышенное и радостное в самом совершенном виде. Спокойное, благоговейное чувство разлито во всем произведении от первой до последней ноты. Месса «Терезия» не имеет ничего общего с великой императрицей — Гайдн сочинил ее для супруги князя Эстергази. Свое наименование она получила случайно, поскольку вскоре после первого исполнения партитура оказалась в коллекции Марии Терезии.

В 1779 году Гайдн по новому соглашению со своим покровителем и работодателем князем Эстергази получил гораздо больше творческой и финансовой свободы. Теперь композитор мог свободно продавать свои работы, принимать помощь от других покровителей и принимать заказы из-за границы. Его карьера и популярность резко пошли в гору. Гайдн получил возможность обращаться к самым разнообразным жанрам.

Особой известностью пользуются его концерты для клавишных инструментов, хотя вокруг них до сих пор существует путаница. К счастью, по поводу авторства Концерта ре мажор никаких вопросов нет. Это последний клавирный концерт Гайдна и одно из его самых популярных произведений. Концерт был написан между 1780 и 1783 годами и опубликован в 1784 году. Это по-настоящему яркое и живое произведение, и поэтому оно всегда пользовалось любовью публики.

Музыку к балету «Четыре темперамента» Пауль Хиндемит написал по заказу cоучредителя и балетмейстера New York City Ballet Джорджа Баланчина. Композиция разделена на пять частей, тему и четыре вариации, которые отражают четыре nемперамента: меланхолик, сангвиник, флегматик и холерик. Это была очень интересная отправная точка для создания музыки и танца. Впервые «Четыре темперамента» были представлены слушателям в концерте Бостонского симфонического оркестра 3 сентября 1944 года. Премьера балета состоялась 20 ноября 1946 года в Нью-Йорке, в концерте Балетного общества. Хотя на премьере балет был встречен критиками без энтузиазма, но позднее он был признан шедевром и вошел в репертуар балетных коллективов по всему миру.