Реквием Дезанкло и Литургия Гречанинова

Концертный зал

12.01.2023 / чт. / 19.00


Реквием Дезанкло и Литургия Гречанинова

3-й концерт Третьего абонемента. Хор и Симфонический оркестр Капеллы. Дирижер – Николай Курбатов. Доступна оплата Пушкинской картой
0+

12 января. Французский реквием и русская литургия

3-й концерт Третьего абонемента «Певческая капелла Санкт-Петербурга»

ДЕЗАНКЛО
Реквием для хора и органа (1961)
ГРЕЧАНИНОВ
Демественная литургия, op. 79
Солисты: Олег ТРОФИМОВ (тенор), Владимир МИЛЛЕР (бас-профундо)
Возглашения: Олег РАДЧЕНКО (бас), Сергей БЕРДЫШЕВ (тенор)

Хор и Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга
Партия органа – Юрий СЕМЕНОВ
Дирижер – Николай КУРБАТОВ

Александр Гречанинов (1864–1956) – один из величайших композиторов эпохи Серебряного века. В 1917 году он написал Демественную литургию, которая изначально была задумана как камерное произведение для домашнего музицирования. В 1918 году Гречанинов создал новую редакцию Литургии для тенора, струнного оркестра, органа, арфы и челесты, а в 1923 году ввел в партитуру хор и дописал несколько номеров. Демественная литургия не укладывалось в рамки канонов русской духовной музыки. Необычность этого произведения у многих вызвала неприятие.

Премьера состоялась 25 марта 1926 года в Париже, с участием знаменитого хора под управлением Николая Афонского. Демественная литургия неоднократно исполнялась как в Европе, так и в Америке. «Сугубая ектения» получила широкую известность во многом благодаря ее записи на пластинку Федором Шаляпиным. В России Демественная литургия ждала своего часа семьдесят лет. Ее вторая премьера состоялась в исполнении Хора любителей пения Санкт-Петербурга и Детского хора телевидения и радио Санкт- Петербурга под управлением Елизаветы Кудрявцевой.

В Реквиеме Альфреда Дезанкло (1912–1971) нет драматических проявлений, оно проникнуто тихим светом искренней веры. В этой музыке великолепно сочетаются влияние традиционного григорианского пения и богатые, неожиданные гармонии. Реквием оказался в центре скандала в 2001 году, когда обосновавшийся в США француз Тристан Фуазон выдал его за собственное сочинение, а базирующийся в Вашингтоне хор Capitol Hill Chorale торжественно исполнил «американскую премьеру» этого произведения, после чего плагиат был разоблачен одним из слушателей. Сын Дезанкло – органист Фредерик Дезанкло осуществил первую запись Реквиема своего отца вместе с Камерным хором «Стихии».