Оркестр musicAeterna. Дирижер – Теодор Курентзис

Концертный зал

29.09.2022 / чт. / 20.00


Оркестр musicAeterna. Дирижер – Теодор Курентзис

Шостакович: Четырнадцатая симфония, Струнный квартет № 13, «Семь стихотворений Александра Блока»
0+

29 сентября. MUSICAETERNA

ШОСТАКОВИЧ
Симфония № 14 для сопрано, баса и камерного оркестра на стихи Федерико Гарсиа Лорки, Гийома Аполлинера, Вильгельма Кюхельбекера и Райнера Мариа Рильке, op. 135 (1969)
Солисты: Надежда ПАВЛОВА, Алексей ТИХОМИРОВ
Струнный квартет № 13 си-бемоль минор, ор. 138 (1970)
«Семь стихотворений Александра Блока» для сопрано и фортепианного трио, ор. 127 (1967)
«Песня Офелии»
«Гамаюн, птица вещая»
«Мы были вместе, помню я»
«Город спит, окутан мглою»
«О, как безумно за окном» / «Буря»
«Тайные знаки»
«В ночи, когда уснёт тревога» / «Музыка»
Солистка – Елене ГВРИТИШВИЛИ, артистка Молодежной оперной программы Большого театра

Оркестр и musicAeterna
Дирижер – Теодор КУРЕНТЗИС

Новая программа оркестра и солистов musicAeterna фокусируется на позднем симфоническом и камерном творчестве Дмитрия Шостаковича. Все три исполняемых сочинения композитор писал во время долгих дней больничного заточения. Он сосредотачивался на размышлениях о жизни и смерти, отрешаясь от телесных недугов. Углубленно-скорбное исследование смысла и пределов человеческого существования, яростный протест против небытия составляет центральную тему и «Семи стихотворений Александра Блока», и Тринадцатого квартета, и – в особенности – Четырнадцатой симфонии.

Крупный вокально-симфонический цикл, посвященный разным обличьям смерти, – явление беспрецедентное в музыке XX века. Стихотворения Лорки, Аполлинера, Рильке и Кюхельбекера, выбранные Дмитрием Шостаковичем для Четырнадцатой симфонии, представляют собой яркие, контрастные сцены, полные конкретных примет места и времени: андалусийская таверна, камера французской тюрьмы, пушкинский Петербург… Испанская малагенья, гротескный марш, драматический диалог, саркастический речитатив соседствуют с лирико-философскими монологами, а сериальная техника с элегиями, напоминающими о русской романсовой стихии. Крайне необычный цикл в одиннадцати частях написан для сопрано, баса и малого струнного оркестра с усиленной группой ударных. Партитуру Шостакович создал всего за месяц с небольшим зимой 1969 года, когда проходил безуспешное лечение в больнице, и посвятил ее своему другу, британскому композитору Бенджамину Бриттену.

К поэзии Блока Шостакович обратился осенью 1966 года, когда попал в больницу с переломом ноги. Он выбрал семь ранних стихотворений поэта, наполненных душевной тревогой и предощущениями грядущих катаклизмов. Двум из них композитор дал собственные названия – «Буря» и «Музыка». Сопрано в этом камерно-вокальном цикле – не лидирующий голос, а один из равноправных участников ансамбля. Скрипка, виолончель и фортепиано образуют с голосом дуэты и трио, и лишь в последнем номере участвуют все исполнители. Цикл песен был закончен в самом начала 1967 года и посвящен Галине Вишневской. На премьере в Большом зале Московской консерватории композитор хотел сам исполнять партию фортепиано, но из-за неснятого гипса передал роль пианиста своему преданному другу, композитору Мечиславу Вайнбергу: «Семь стихотворений Александра Блока» вызвали фурор и по требованию публики были повторены целиком.

Так же целиком на ленинградской премьере был повторен и Тринадцатый квартет. Его Шостакович начал писать, находясь в ортопедической клинике в Кургане в 1969 году, а закончил в августе 1970-го. Одночастный квартет посвящен альтисту Квартета им. Бетховена Вадиму Борисовскому и написан словно бы для солирующего альта и струнного трио. Монолог солиста прерывается напряженным dance macabre с додекафонным тематизмом и ударами смычков по декам. Возвращаясь в финале, он не приносит просветления и обрывается вскриком на предельно высокой ноте.

При поддержке:

Банк ВТБ