«Франческа» Чайковского и Первая симфония Брамса

Концертный зал

29.06.2022 / ср. / 19.00


«Франческа» Чайковского и Первая симфония Брамса

Симфонический оркестр Капеллы под управлением Александра Чернушенко. Доступна оплата Пушкинской картой
0+

29 июня. Чайковский, Брамс

ЧАЙКОВСКИЙ
«Франческа да Римини», симфоническая поэма, соч. 32
БРАМС
Симфония № 1 до минор, соч. 68

Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга
Дирижер – Александр ЧЕРНУШЕНКО

Истории несчастной любви не раз вдохновляли Чайковского. В 1876 году его брат Модест Ильич предложил композитору идею оперы о погибших влюбленных Франческе и Паоло из «Божественной комедии» Данте, чьи души обитают во втором круге Ада. От оперного воплощения сюжета Чайковский отказался, хотя впоследствии Модест стал автором либретто для оперы Сергея Рахманинова «Франческа да Римини». «Франческа да Римини» впервые была исполнена в Москве 25 февраля 1877 года в концерте Русского музыкального общества под управлением Николая Рубинштейна. В Санкт-Петербурге она впервые прозвучала 11 марта 1878 года под управлением Эдуарда Направника.

Девятая симфония Бетховена настолько потрясла 21-летнего Брамса, что он решил написать собственную. Первоначальные наброски он использовал позднее в Первом фортепианном концерте и Немецком реквиеме. Композитор надеялся, что его будут оценивать по собственным заслугам, а не сравнивать его с гениальным предшественником. Опасаясь суровых венских музыкальных критиков и публики, поклонявшейся Бетховену, Брамс решил, что его симфония будет иметь больше шансов на успех за пределами столицы. Премьера состоялась в Карлсруэ в 1876 году. Музыковед Эдуард Ганслик с восторгом писал: «Новая симфония Брамса — то, чем может гордиться нация, это неиссякаемый источник удовольствия и плодотворного изучения». Симфония «излечила» опасения и предубеждения Брамса и по праву поставила его в ряд великих симфонистов наравне с Бетховеном.